Энциклопедия
Умственное развитие на третьем году жизни
Если для детей второго года жизни характерным являлось то, что они мыслили, главным образом, о вещах, которые ими воспринимались в данный момент и с которыми они действовали и настоящее время, то на третьем году жизни под влиянием накопленного опыта происходит дальнейшее развитие мышления.
Хотя к концу раннего возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития, однако во многих отношениях оно пока еще несовершенно. Так, рассматривая какую-нибудь картинку, малыш ограничивается тем, что бросает на нее беглый взгляд или же останавливается на какой-то детали, не замечая остальных ее особенностей.
Свое восприятие ребенок не умеет подчинить поставленной перед ним задаче. Например, предлагают малышу найти на картинке мяч, с которым играет щенок, а ребенок, увидев на первом плане щенка, заинтересовывается им и забывает о просьбе взрослого.
Внимание ребенка тесно связано с интересом. Первоначально у детей имеется только непроизвольное внимание. По мере того, как ребенок овладевает речью, интересуется предметами, явлениями, у него постепенно формируется и произвольное внимание, подчиняющееся осознанным целям: он довольно долго возится с игрушкой, сосредоточенно наблюдает за плавающей рыбкой в аквариуме, спокойно и с интересом слушает рассказ.
У детей развивается память. Если ребенок полутора лет, проснувшись после дневного сна, не может вспомнить, с какой игрушкой играл перед сном, а двухлетний ребенок вспоминает то, что случилось лишь несколько дней назад, то к 3 годам уже очень ярко и живо ребенок может рассказать о том, как ходил гулять в лес 2-3 месяца тому назад и как нашел там ежика. Но малыш обладает еще в основном непроизвольной памятью, т. е. запоминает лишь то, что его особенно заинтересовало и вызвало яркое впечатление.
Ребенок начинает ориентироваться в понятиях о пространстве и времени, о количестве предметов (один, два, много). Малыш начинает «мечтать»: «А я вчера с бабушкой пойду в зоопарк». Мы часто слышим от детей этого возраста: «Мама, а как же люди в самолет садятся? Ведь он такой маленький»; «Завтра? Это поспим, встанем, и завтра будет» или «Вот закрою глазки и всем вам темно будет!» На основе развивающегося жизненного опыта у ребенка формируется воображение.
Однако, обладая недостаточным практическим опытом, дети этого возраста нередко смешивают и путают воображаемое с действительным: играли в подвижную игру, «волк» ловил «зайчика», и папа («волк») по неопытности поймал сына («зайчика»). Как же горько плакал малыш и кричал: «Не кусай меня острыми зубами, страшный волк!»
Совершенствуется понимание речи окружающих. Ребенок уже понимает рассказ, сопровождающийся показом предмета или иллюстрациями.
При правильной педагогической работе к концу второго - началу третьего года жизни ребенок достаточно хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Однако понимание им речи окружающих еще недостаточно, а просьбы и указания, которые взрослым кажутся очень простыми, в действительности еще крайне сложны для малышей. Например, предложение воспитательницы «пойдем гулять» подразумевает целую цепь заученных и осмысленных действий: нужно пойти в раздевальную комнату, найти свой шкафчик, достать одежду, вспомнить, что следует одевать сначала, и как это сделать и т. д.
Исследованиями психологов в лаборатории А. В. 3апорожца установлено, что выполнять сложную просьбу без предварительной тренировки могут лишь дети в возрасте около 7 лет. Это объясняется тем, что закрепление программы действий связано с участием работы лобных отделов коры головного мозга, созревание которых у детей происходит медленно, и только к школьному возрасту зрелость их начинает приближаться к той, что бывает у взрослых людей (данные исследования М. М. Кольцовой). Поэтому маленьким детям можно давать простые указания, предусматривающие 2-3 движения, а в сложных просьбах следует отрабатывать каждое звено из всей цепи действий.
У ребенка на третьем году жизни бурно растет запас слов, но он неодинаков у детей: в 2-2,5 года максимальный словарь одних равен 1227 словам, других - 45. В 3-4 года одни дети обладают словарем в 2346 слов, а другие - лишь 598 (данные Ш. Бюлер). По данным Н. М. Аксариной, к 3 годам дети произносят 1000-1200 слов, по данным Г. М. Ляминой - 1200-1500 слов, а по данным В. С. Мухиной - 1500 слов.
Понимание речи теперь уже значительно меньше опережает активную речь в сравнении с первым и вторым годами жизни ребенка. Появляются те грамматические формы, которые помогают ориентироваться детям в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу третьего года - соединительные союзы и местоимения (исследования Н. А. Рыбникова и А. Н. Гвоздева).
Большинство звуков дети произносят правильно, за исключением «р», «л», свистящих и шипящих, но произношение звуков еще не закреплено. Например, научившись произносить «р», ребенок употребляет этот звук не по назначению, говоря «крумба» вместо «клумба». Если название предмета трудное, то очень часто малыш заменяет его созвучным, более мягким для артикуляции (отчетливость произношения).
Прислушиваясь к речи взрослого, ребенок пытается подражать, но часто делает ошибки. Например, он слышит «ломаю», «играю» и по аналогии с этими словами говорит «вставаю», «лизаю», «жеваю» вместо «встаю», «лижу», «жую». Иногда мальчики говорят о себе в женском роде «я пошла», это бывает, когда они воспитываются в основном в окружении женщин. Дети часто делают ошибки в родовых окончаниях имен существительных: «людиха» (женщина), «лошадиха» (лошадь). В этом же возрасте у детей появляются неологизмы - они придумывают слова.
Психолог Т. Н. Ушакова, изучая словотворчество детей, заметила три основных принципа образования ими новых слов:
а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово («осколки слов»);
б) к корню одного слова прибавляется окончание другого («чужие окончания»);
в) одно слово составляется из двух («синтетические слова»).
Например, «осколки слов»: «Бабуся, мы тебе дарим три духа» - набор из трех флакончиков духов. «Мы лепили, лепили и получалась лепь» - лепка из пластилина.
«Чужое» окончание: «Пурга кончилась, остались только пургинки» (снежинки). «Корова рогается рожками» (бодается).
«Синтетические слова»: «Ворунишка» - вор и врунишка. «Бананас» - банан и ананас. «Почайпить» - пить чай.
Производя различные действия, ребенок как бы исследует предмет и его свойства. Действия с кубиками превращаются в конструктивную деятельность, и ребенок не только копирует показанные ему взрослые постройки, но и пытается сам строить знакомые ему предметы.
Продолжает развиваться сюжетная игра, в ней дети отражают действия людей, содержание рассказов, повторяют показываемые им инсценировки. При этом в играх они отражают и социальные отношения: бережно, ласково обращаются с куклой или сердятся на нее, наказывают, «ходят на работу», как мама.
Если в конце второго года жизни ребенок, держа руках игрушечного котенка, «мяукал» (просто подражал), то теперь трехлетний малыш становится на четвереньки и, изображая, например, собачку, «лает». На вопрос: «Миша, что ты делаешь?», отвечает: «Я не Миша, я - собачка Бобик, ав-ав!»
Это ребенок берет на себя роль, т. е. начинается развитие нового этапа игры - ролевая игра, которая строится на достаточном опыте, на способности обобщать, устанавливать связи между отдельными признаками, свойствами предметов, явлений социальной среды. В этой игре у детей проявляется определенная артистичность: с маминой интонацией девочка говорит кукле: «Катя, сиди в коляске, как люди сидят». Вадик подносит ко рту мишки карандаш, причмокивает и говорит нежным голосом: «Кушай, конфетка вкусная, каядная» (шоколадная). Содержание игры усложняется, дети начинают изображать действия людей определенной профессии - шофера, фотографа, продавца.
По наблюдениям психолога Д. Б. Эльконина, дети в игре часто используют один и тот же предмет для разных целей. Например, палочка может изображать 9 предметов: пипетку, градусник, ножницы, шпатель, ложку, гребень, ножик, карандаш, шприц.
У ребенка на третьем году жизни достаточно хорошо развиты движения пальцев руки, и он довольно аккуратно уже может завернуть куклу, пытается ее одевать и раздевать, называя предметы одежды.
Примерно с середины третьего года дети начинают участвовать в совместной игре. Но один ребенок выполняет активную роль, а другой пассивен и не всегда берет роль на себя. На двух стульях, поставленных один за другим, сидят дети. Витя впереди, в руках у него игрушечный руль, он дудит и изображает шофера; Саша скромно сидит сзади на другом стуле и держит в руках мишку. На вопрос Вите, куда он едет, малыш отвечает: «На дачу». «А Саша зачем тут сидит?» «Он едет на дачу»,- отвечает Витя. На вопрос к Саше: «А ты что делаешь?» - Саша отвечает: «Мишка гуляет». «Где гуляет?» - Саша объясняет: «В садике».
Играя, ребенок все время говорит о своих действиях, часто шепотом или вполголоса: «Вот завернем куколку, уложим спать...» Разговаривая с куклой словами мамы, спрашивает: «Пойдешь гулять?» и ведет ее за руку, но ответить за куклу еще не умеет - вторую роль пока на себя не берет, так как исполнять две роли еще трудно.
Дети в этом возрасте очень поддаются внушению. Если играющего ребенка спросить, кушает ли его кукла кашку, он ответит положительно. Если тут же сказать про эту куклу: «Она, наверное, кушает супчик, а не кашку?», малыш и в этом случае соглашается с вами и подтверждает: «Супчик кушает». Игра становится более длительной, сосредоточенной и дети могут непрерывно играть 20-30 мин.
Твитнуть |