Энциклопедия
Размышления о раннем развитии
Сегодня мне хотелось бы поговорить о раннем развитии, о том каким видим его мы, как видят его окружающие, что оно из себя представляет, и т.д. В общем, разобрать его «по косточкам» и разложить по полочкам. Оговорюсь сразу: я не являюсь компетентным экспертом в вопросах раннего развития, я всего лишь заинтересованный участник его процесса.
В данном опусе мы не будем углубляться в методики раннего развития, иначе наши рассуждения займут не одну сотню страниц. Я всего лишь хочу порассуждать об уверенности некоторых людей в том, что они категорически против раннего развития, в то время как они категорично настроены лишь против понятия, а на самом деле только и делают, что развивают своего ребенка с самого раннего возраста.
Вообще, подмена понятия и самого факта явления довольно часто встречается в нашей жизни и, что уж греха таить, эту самую жизнь нам портит. Возьмем самый распространенный пример: любовь. Девушка принимает нежное чувство уважения и благодарности к своему партнеру за любовь, выходит за него замуж, потом разочаровывается, решает, что любовь «прошла» и уходит от него. В результате и у него, и у нее остается от прошедших отношений неприятный осадок, которого можно было бы избежать, если бы не произошло подмены понятия и факта явления.
То же самое происходит и с ранним развитием. Зачастую подмена понятия, а то и в корне неверное представление о нем как о явлении и процессе, заставляет человека (в том числе и любящую свое чадо маму) довольно громко и открыто заявлять о том, что: «Раннее развитие и иже с ним – это зло! Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка знаниями! Ведь можно воспитать не гения, а дурочка».
Сцена первая: самые страшные представления о раннем развитии
Основные противники раннего развития зачастую приводят одни и те же факты:
- нельзя перегружать информацией мозг ребенка, иначе только зарождающиеся нейронные связи разрушатся в конец, ребенок станет овощем «на грядке знаний»;
- развивая ребенка с рождения, вы лишаете его детства, обучение ребенка должно проходить только в игре;
- не надо учить ребенка читать и писать вплоть до наступления школьного возраста, ему это во вред.
Многие методики раннего развития (в том числе и методика Домана-Маниченко) основаны на показе карточек. Неважно, какую область знаний вы изучаете в настоящий момент: чтение, математику или окружающий мир, основой ваших занятий будут карточки с изображением слов, количеств/цифр или явления и предметы. И на этот случай у противников раннего развития есть свои возражения: вместо того, чтобы совать ребенку под нос карточки с картинками, лучше покажите ему все это вживую; вот лично я вместо того, чтобы ребенку картинки показывать, лучше по квартире его пронесу и покажу все предметы.
И первое место нашего хит-парада занимают такие причины:
- нас не учили ни по каким методикам, ничего – выросли;
- зачем давать ребенку знания заранее? Ему же в школе скучно будет!;
- лично я научилась читать только в первом классе, и живу нормально с этим;
- пусть лучше будет тупенькая, зато не выделяется среди сверстников и ей не скучно с ними;
- что генами заложено, уже не изменишь; яблоко от яблони…
Согласитесь, немного страшновато становится за будущее нации, в которой воспитывают детей, основываясь на подобных принципах.
Неужели раннее развитие действительно настолько травмоопасно, насколько описывают его авторы приведенных высказываний? ДА! ДА! И еще раз ДА! Оно просто губительно скажется на молодом организме вашего ребенка, если ваше представление о раннем развитии хотя бы частично совпадает с приведенным ниже:
1. Младенцы, участвующие в процессе раннего развития, подвержены постоянному давлению со стороны родителей: их усаживают для проведения занятий «за парту» (как вариант столик для кормления и подобное) и заставляют смотреть на карточки, вместо того, чтобы показывать предметы и явления реального мира.
2. Родители строго следуют расписанию занятий. Неважно, хочет ли ребенок погулять, посмотреть мультики или поиграть с паровозиком, его принуждают к занятию, потому что «так надо».
3. Родители, развивающие своего ребенка по методикам раннего развития, не позволят ребенку «отклониться от заданного курса». Никаких машинок, кукол, колясок и средневековых замков. Есть только сортеры, пазлы, шахматы.
4. Дети, прошедшие через процесс раннего развития, становятся эмоционально непробиваемыми, так как за все детство их только и делали, что учили, учили, учили.
Сцена вторая: разумное опровержение
В предыдущей сцене было приведено множество причин и возражений, выступающих против раннего развития. В данном отрывке мы хотим опровергнуть эти ложные представления, расставив все по местам.
1. Ранние знания перегружают мозг ребенка
Слава Богу, природа не просто так создала всех живых существ. Каждого из нас она наградила рядом защитных механизмов, помогающих нам приспособиться к среде обитания и выжить в ней. Ребенок, особенно ребенок до года – чисто рефлекторное существо. У него нет пока привычек и предпочтений. Он не станет кривить душой ради того, чтобы угодить вам. Если ему что-то не нравится, он сразу даст вам об этом знать. Его невозможно перегрузить знаниями. Его можно перегрузить только эмоциями и впечатлениями.
Почему психологи не советуют проводить активные игры с ребенком перед сном? Да просто процесс возбуждения запускается у ребенка гораздо быстрее и легче, чем процесс торможения, а потому «разбесившийся» ребенок еще долго не сможет успокоится. Если малышу в это время уже пора спать, то он не сможет просто закрыть глазки и, отвернувшись к стенке, мирно засопеть. Он будет истерить: плакать и кричать, но успокоиться сам уже не сможет.
Однако, если вы начнете чему-то ребенка учить, вы заметите, что уже через несколько минут после начала обучения, не смотря на безграничный интерес ребенка к предложенному вами занятию, он переключится на что-то другое: отвернется, уползет, начнет рассматривать свой животик… Да мало ли еще уловок в его запасе?! Вы при всем желании не сможете заставить ребенка учить что-то без его на это согласия.
2. Нас не учили, значит и мы не будем
Эта причина встречается довольно часто. А ведь и правда, всего 20-30 лет назад никто и не задумывался над тем, как правильно показать карточки, или сколько раз в день включать диск с классической музыкой. Но, положа руку на сердце, скажите, неужели ваши родители, бабушки и дедушки совсем не занимались с вами и не уделяли вам внимания? Просто они, не зная про методики раннего развития, интуитивно вели нас по тропинке знаний. Они учили нас, не подозревая о том, что кубики с буквами лягут в основу методики Зайцева, а чтение вывесок на улице – в основу чтения целыми словами Домана-Маниченко.
Да, стандарты в то время были другие. Никто не требовал от ребенка, поступающего в первый класс прочитать со скоростью звука и досчитать от миллиона в обратном порядке. Тем не менее, были дети, которые приходили в школу с определенными знаниями. И никто не ругал их родителей за то, что они перегрузили своего ребенка, научив его читать и считать раньше, чем было указано в советской системе образования.
3. Ребенку будет скучно в школе
Очень тесно связана данная фраза с предыдущим аргументом. Я еще могу понять, когда такое пишут учителя начальных классов, которым не очень хочется напрягаться и увлекать знаниями отдельно взятого ребенка. Но от родителей подобное заявление слышать больно.
Я научилась читать в 4 года. При поступлении в первый класс считала до ста. Это покажется странным, но мне не было скучно ни в первом, ни в последующих классах. Но во мне ли дело? В моих знаниях? Я считаю, что дело в учителе. Но может мне просто повезло? Отнюдь. Перейдя во втором классе в другую школу, интереса к обучению я не потеряла. Опять повезло с педагогом?
Я думаю, все очень просто! Просто мама выбирала для меня именно то, что считала нужным и полезным мне. Ведь в каждой из посещаемых мною школ был не один первый или второй класс, и я могла оказаться в любом из них. Так, может быть, проблема ранне- развитых детей не в обширных знаниях, превзошедших границы школьной программы, а в учителях, не желающих поддерживать огонь интереса к обучению (да, да, именно поддерживать, так как разжигают его родители, занимающиеся с ребенком с рождения) или родителях, не желающих напрягаться выбором достойного своего ребенка педагога?!
4. Гены, или яблоко от яблони...
Интересно то, что люди, являющиеся противниками раннего развития, зачастую сами себе противоречат. Сначала они утверждают, что с ними не занимались, а потом говорят: «Ну раз уж я такая простая, то откуда в моей семье взяться гению?». А вы не задавались вопросом, как сложилась бы ваша интеллектуальная жизнь, если бы с вами занимались?
Ученые выяснили, что среднестатистический человек использует всего лишь 10% объема своего мозга. Так может быть, помочь ребенку использовать больше? Ведь в вас не заложено генами использовать именно такое количество процентов мозга. Просто вам не создали условий для развития остальных 90%.
5. Всему свое время
"Положено читать в 7, значит к школе научу". Достаточно привести пару примеров из научной жизни, чтобы аппелировать к данному утверждению.
Вспомним историю детей-маугли. В каком-то там лесу какого-то там континента ученые нашли мальчика, жившего среди животных. И все бы ничего, да вот только мальчику уже чуть больше семи лет. Пытались научить его говорить – бесполезно, пытались обучить обиходу и манерам – такая же петрушка. А почему? Плохо старались? Так нет, много усилий прикладывали, ночами не спали, наблюдали, исследовали… Ответ-то прост: уже ПОЗДНО! Нейронные связи, за которые так переживают многие родители, уже сформировались, основные навыки освоены. Некому было в лесу спеть мальчику колыбельную, почитать стишок или показать карточку со словами. Вот и не освоил бедный мальчуган предшкольную программу: ни говорить, ни читать, ни писать не может. И никто теперь уже не научит. Поздно.
Теперь не такой грустный пример. Вспомните, легко ли вам давались в школе иностранные языки? Возможно, да. Но тогда советую поискать причины в своем детстве. Например, меня мама водила в кружок английского, когда я еще в садик ходила. Так что я освоила его без проблем. Но большинству детей приходится несладко при изучении этой непонятной «тарабарщины». Ну не лезут им в голову все эти непонятные слова и интонации.
А теперь давайте вспомним детей в билингво-семьях, ну или хотя бы живущих за границей русских деток. Почему у них голова не лопается от изучения иностранного (по сути) языка с раннего возраста? Есть у меня знакомые, уехавшие в Германию. Там у них родилось трое детей. В семье говорят только на русском, в садике – на немецком. Их старшему сыну уже 6,5 лет. Странно, но его мозг до сих пор в порядке, несмотря на то, что он говорит и читает на двух языках абсолютно без акцента. Средняя дочь (почти 5 лет) не отстает от него в этом плане. Младшая (меньше года), правда, пока молчит как партизан. Они что, другие? У них другие гены? Мама их еле тройку по английскому вытягивала, да и в принципе знаниями особо не блистала в школе. Папа тоже не академик.
6. Я потратила на занятия кучу времени, а ребенок ничем не отличается от своих сверстников. Так стоило ли?
Простите, а чего вы ждали? Чем таким ребенок должен отличаться? Хвост у него вырастет от раннего развития что ли? Или вам представлялась такая картина: все детки роют тоннели в песочнице, а ваше чадо стоит в отдалении и синтезирует лекарство против рака?
Никто не говорит о том, что ребенок, воспитанный в среде раннего развития, будет сильно отличаться от остальных детей своего возраста. Просто он будет чуть любознательнее, предприимчивее, настойчивее. Ему не надо будет зубрить до посинения и двенадцати часов ночи. Ему все будет даваться легко. Ведь получение знаний – его стихия! А может быть, для того чтобы ребенок не отличался от остальных не нужно занижать уровень его знаний и развития? Может быть, стоить повысить уровень остальных?
Как-то так сложилось, что в моем окружении все мамы заинтересованы в раннем развитии. При этом я не выискивала их специально для того, чтобы моему ребенку было с кем поговорить и поиграть. Нет, это мои давнишние знакомые: со школы, с работы. Есть, правда, одна девочка с роддома, так что да, можете меня обвинить в том, что я приняла в круг общения с ребенком только избранных.
7. Вместо того чтобы совать ребенку карточки, я так покажу
Хорошо, ради Бога, показывайте, никто ж не против. Покажите ребенку летом хурму, а зимой попробуйте продемонстрировать ему малину или вишню. Ежевику не забудьте с полочки достать. Ах, не сезон? Ну пусть тогда ждет до соответствующего сезона. Придет лето/зима, тогда и покажем.
А давайте выйдем во двор и посмотрим на лошадь, корову, свинью… как нет таких животных в вашем дворе? Не может быть! В городском дворе нет домашних животных средней полосы России… ай-я-яй! Придется ходить в зоопарк, и как можно чаще, чтобы досконально изучить всех зверюшек. А жираф? А зебра? В вашем зоопарке их нет? Ну что ж, подрастет малыш, отвезем его на сафари.
В лото и домино тоже играть не будем. И не показывайте картинки в книжках! Это карточки. А карточки – зло! И ни в коем случае не перегружайте ребенка изучением цветов и оттенков! Есть семь цветов радуги, которых вполне достаточно для изучения окружающего мира. Какие листья на ваших деревьях осенью появляются? Охристые, багряные, золотистые, соломенные? Неправда! Они светло- и темно-желтые, коричневые и оранжевые! Облака серые, а лужи грязные! Вот и вся наука!
Сцена третья (заключительная): раннее развитие такое, какое оно есть на самом деле
Есть множество мнений и теорий на счет того, что же такое раннее развитие. Мы можем до бесконечности спорить о методиках, пользе и вреде. Но суть раннего развития от этого не изменится.
Для меня раннее развитие – это возможность больше времени проводить со своим ребенком, эмоционально настраиваться на одну волну, заниматься тем, что интересно в данный момент нам обоим, развивать доченьку, играя с ней в различные игры, будь то карточки или кубики.
Лично я не знаю возрастных психологических условностей развития ребенка. Не потому что мне трудно найти их и прочитать. Мне это просто не нужно. Я вижу, что нужно и интересно моему ребенку в данный момент, и я разогреваю и поддерживаю этот интерес. С самого раннего возраста я разговаривала с дочкой, пела ей песенки, читала стихи, показывала картинки в книжках и на карточках. Есть в нашем доме и пирамидки, и сортеры, и пазлы, но вместе с ними делят место в корзине для игрушек и пупсы, машинки, мягкие и резиновые зверюшки, мячики и прочее, прочее, прочее.
Недавно прочитала на форуме, что в полтора года ребенок должен уже собирать пирамидку по размеру. Нам полтора, но мы не собираем. Кошмар! Провал раннего развития! Да, мы не собираем пирамидку по размеру. Но при этом доча уже освоила сортер (у нас шар с шестью вариантами фигур), и собирает по фигуркам четыре башенки (не знаю как правильно называется, на подставке 4 столбика определенной формы, а на них одеваются колечки соответствующие): круг, квадрат, треугольник и шестиугольник. На игрушке этой написано с трех лет. Неужели, освоив ее, доча потеряла свое детство? Просто ужас!
Хочу заметить, что последняя неделя была для нас неделей приятных неожиданностей. Взяв в руки книгу, доченька начала «читать»: сидит с умным видом, громко декламируя что-то на своем детском языке. При этом отчетливо слышны интонационно выраженные предложения. Перелистывая страницу, дочка замолкает, а потом возобновляет свое «чтение». Затем она составила башенку из кубиков, хотя до этого игнорировала все мои попытки обучить ее этому серьезному занятию. Она просто уползала от меня, и все. Ну и вот последним стало составление вышеупомянутых геометрических «башенок». Хотя их-то мы с ней не повторяли уже ой как давно. Я ей только показывала, а она никак не хотела повторять за мной. Однако не забыла мою науку.
Ну что еще можно сказать в защиту раннего развития? Во всем нужно знать меру и не доводить это что-то до абсурда. Занимайтесь с ребенком без фанатизма! Не надо разучивать с ним стишок для того, чтобы поставить перед гостями на табуретку и заставить его читать наизусть. Захочет – сам выучит и расскажет. Не стоит учить ребенка счету только потому что Петя из соседнего подъезда считает уже до десяти, а ведь он младше вашего чада на целый месяц!
Верьте в себя и своего ребенка! И все у вас получится!
Твитнуть |