Авторизация на сайте

Энциклопедия

Авторские методики и пособия, рекомендуемые для развития ребенка

Вы интересуетесь методиками развития ребенка? В этой статье мы познакомим вас с лучшими из них: логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, игры Никитина, пособия Зайцева и методика Монтессори.

 


 

Логические блоки Дьенеша

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

Основная цель этого набора – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

 


Цветные счетные палочки Кюизенера

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм (палочек) 10 различных цветов и форм. Каждая палочка «считается» числом выраженное цветом и величиной.

С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину».

Набор учит делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражняться в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

 


Интеллектуальные игры Никитина Б.П.

На самом деле Б.П. Никитин не изобретал сам, а будучи педагогом, собрал самые популярные игры и приспособил их для маленьких детей.

Игра «Сложи узор» развивает у ребенка способность к анализу и самоанализу, зрительную память, умение решать нестандартные задачи, расширяет интеллектуальные способности. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, у которых каждая грань имеет свой цвет. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов.

Игра «Уникуб» вводит ребенка в мир трехмерного пространства. «Уникуб» развивает у ребенка внимание, усидчивость, пространственное воображение и фантазию. Игра состоит из 27 одинаковых кубиков, грани которых окрашены в 3 цвета (красный, желтый и синий). В ходе игры предлагается составить фигуры различной сложности по рисунку-заданию.

Игра «Кубики для всех» учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать, вниманию, усидчивости. «Кубики для всех» состоят из 7 фигурок разных по форме и окраске. Малыш строит из фигурок точно такую же модель, которая нарисована в книжке-описании.

Ребенку приходится решать две задачи одновременно. Во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели. Во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить и уложить их в модель.

Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все элементы надо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат.

Ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

Игра «Кирпичики» знакомит ребенка с основами конструирования и черчения, развивает внимание, пространственное мышление, способность к анализу и самоконтролю. В игре ребенок выполняет 3 вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям; сделать чертежи по построенной модели; сконструировать новые модели и составить чертежи к ним.

 


Пособия Зайцева Н. 

Комплект «Кубики Зайцева» это пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.

Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения.

Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память. «Побочные» результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение: появляются навыки грамотного письма, выправляются логопедические недостатки, речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов, быстро расширяется словарный запас, формируется логическое мышление, развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):

  • двух-трёхлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев, 
  • четырёхлетки — через 16 занятий, 
  • пятилетки — через 5-10 занятий, 
  • шестилетки — через 4-6 занятий. 

Комплект «240 картинок» предназначен для занятий дома, в группе, в классе. Пособие поможет научиться чтению целым словом без запинаний и спотыканий, распознаванию основных типов шрифтов, укреплению руки через обводки элементов букв, надписей, силуэтов, рисованию по клеточкам.

На лицевой стороне карточек даны силуэтные изображения животных, рыб, птиц, насекомых и соответствующие им надписи заглавными печатными буквами. На оборотной стороне - названия заглавными и строчными печатными буквами, прописью (чтобы дети быстрее привыкали к разным формам букв).

 

Комплект «Пять в кубе» содержит:

  • 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами и знаками математических действий; 
  • 8 листов таблиц формата А3; 
  • «Счетная доска» - две таблицы на квадратной картонке, расчерченной на сто клеток с обеих сторон; 
  • картонная лента для обучения записи и прочитывания многозначных чисел. 

В методическом руководстве представлено множество различных игр.

 

Н. Зайцев полагает, что научиться считать на кубиках, гораздо проще, так как это наглядно. Если есть кубики, то можно обойтись без ручек и карандашей, а «писать» можно прямо на столе. И главное – можно решить множество примеров за короткое время.

 


Методика Монтессори М.

Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому".

В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - монтессори-материалов. В этих материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Практически все монтессори-материалы трудно использовать дома – они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори-групп. В домашних условиях, как правило, используют такие пособия как:

  • геометрические рамки-вкладыши, 
  • познавательные рамки-вкладыши, 
  • шнуровки, 
  • игры с застежками, 
  • наглядные пособия (демонстрационный материал) и некоторые другие.

Источник: Специально для КафеМам.ру
 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей