Энциклопедия
Занятие 8
Цель занятия: учить детей распределять фигуры на группы по различным признакам. Развитие конструктивных умений.
Упражнение 1
Цель упражнения: уточнить представления детей о пространственном расположении «внутри» и «снаружи».
Самостоятельное выполнение классификации по цвету.
Показываем ребенку закрытую коробочку:
- Как ты думаешь, что внутри?
По звуку нельзя догадаться точно, нужно заглянуть внутрь. В коробочке крупные бусины (или средние пуговицы) двух цветов.
- Какого цвета у нас бусы? (Красные и белые.)
- Разложи бусины в две мисочки. Как ты это сделаешь? (Красные и белые. По цвету.)
Упражнение 2
Цепь упражнения: развитие мелкой моторики и координации. Учить созданию простого логического ряда (чередование предметов по цвету).
Для развития мелкой моторики очень полезны упражнения по нанизыванию бус и закручиванию гаек (из крупных пластмассовых конструкторов) при условии, что гайки хорошо подходят к резьбе. Если нет специального детского набора крупных деревянных бус и большой пластмассовой «иголки» со шнурком, можно использовать тонкую цветную проволочку и нанизывать на нее пуговицы. Цвета чередуются: красный, белый, и т.д.
Полезно обсуждать с ребенком процесс нанизывания: какую бусинку следующую возьмешь? Почему белую? (После красной идет белая.)
Упражнение 3 - Лото «Найди пару (такой же предмет)»
Цель упражнения: развитие восприятия, внимания, аналитических и синтетических умений.
Набор для лото можно сделать, используя любые парные (одно для показа, другое для поиска) изображения птиц, фруктов, цветов, любых предметов. Можно использовать старые игральные карты (здесь ребенок будет ориентироваться не только на картинки, но и на количество значков мастей, не столько пересчитывая их, сколько «схватывая» всю группу значков взглядом сразу, поэтому вначале лучше использовать карты с двойками, тройками и т. д.), любые наклейки, фантики и т. п. Хорошо, если наборы будут тематическими: звери, птицы, фантики, цветы и т. д. Храните их в отдельных конвертах.
В игре ведущий вынимает карточку наугад, а игроки должны найти такую же. Выигрывает тот, кто нашел ее первым. Интересно, когда играют двое или трое детей. Если вы играете с ребенком вдвоем, меняйтесь ролями. Ребенку полезно «водить» самому. В этом случае иногда ошибайтесь, выбирайте похожую, но не такую картинку. Пусть ребенок обнаружит вашу ошибку и исправит ее. Это полезно для формирования действия самоконтроля.
Вариант: если играют двое или трое детей, в конце можно проверить, у кого картинок больше, выкладывая их парами или тройками (см. упр. 4 занятия 7).
Упражнение 4
Цель упражнения: развитие конструктивных умений. Учить количественному анализу конструкции. Учить самостоятельно выбирать нужные элементы конструкции по заданным признакам.
Используя заранее заготовленные цветные кружки (белые, синие, зеленые), просим ребенка украсить салфетку таким же узором (по образцу):
Ребенок раскладывает на квадрате цветной бумаги (на «салфетке») кружки, выбирая их из предложенного набора. В наборе должно быть больше кружков, чем нужно для задания, они должны быть разных цветов и размеров.
Вариант: если ребенку трудно выбрать нужные кружки, уменьшите их количество, сократите количество предлагаемых цветов (в крайнем случае - оставьте необходимое количество кружков: ребенку останется только разложить их). Возвращайтесь к этому упражнению несколько раз, пока ребенок не начнет свободно отбирать нужные кружки из достаточно большого количества.
Упражнение 5
Цель упражнения: обучение выполнению количественного анализа конструкции.
- Какого цвета у тебя только один кружок? (Зеленого.) Покажи его. Какие еще есть кружки? (Белые и синие.) Каких больше: белых или зеленых? Синих или зеленых? (Зеленый - один. Синих больше.)
Вариант: каких больше: синих или белых? (Одинаково.)
Проверяем образованием пар.
Упражнение 6 - Игра «Угадай цвет»
Цель упражнения: развитие внимания, восприятия, гибкости мышления; развитие умения понимать логическую конструкцию «отрицание».
В игре используются три цвета: белый, синий, зеленый. Прячем в руке фишку (кружок) и говорим: «Не синий, не белый. Угадай!» Ребенок называет: «Зеленый». Значит, он выиграл, и фишка переходит к нему. Если он ошибся, фишка переходит к вам. Меняйтесь с ребенком ролью ведущего. Пусть он ловит вас на ошибках.
В конце можно сравнить, у кого фишек больше (путем образования пар).
Примечание. Если ребенок хочет считать фишки, подсказывайте ему правильное звучание слов-числительных, а при счете просите его указывать сосчитанную фишку. Лучше отодвигать кучку сосчитанных фишек в сторону, в этом случае процесс счета будет соответствовать предметному действию: пять - означает, что в кучке пять фишек. Говорить «пять», показывая пальцем на одну фишку (пятую), неверно, в этом случае надо говорить «пятая».
Твитнуть |