Энциклопедия
Занятие 12
Цель занятия: учить детей соотносить количественный состав множества с обозначающим его словом - числительным; учить решать конструктивные задачи.
Упражнение 1
Цель упражнения: классификация по размеру.
Понадобятся две коробочки: побольше и поменьше, а также горсть пуговиц (или камешков). Пуговицы должны быть двух размеров: крупные и мелкие. Предлагаем ребенку разложить пуговицы в две коробочки.
- Как ты думаешь, какие пуговицы нужно сложить в маленькую коробочку? В коробочку большего размера?
Подводим ребенка к самостоятельному выбору основания для классификации, в данном случае - по размеру.
Упражнение 2
Цель упражнения: обучение соотносить слово-числительное с количественным составом множества.
Используя коробку с большими пуговицами, играем в «ладушки». Читая текст потешки, раздаем играющим по одной пуговице, называя детей по имени. (Если вы играете вдвоем с ребенком, посадите пару кукол, медведя т. д.)
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
Один - Ванечке,
Один - Мишеньке и т. д.
Пуговицы возвращаем в коробку (съели оладушки), при этом их можно считать: одна, две, три...
Теперь раздаем по 2 и затем по 3 пуговицы в соответствии с текстом:
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
Ване - два,
Мишке - два...
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
Ване - три,
Мишке - три...
А теперь даем ребенку столько пуговиц, сколько он попросит:
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
Ване?
-Три!
Мишке? (Ребенок отвечает за медведя)
-Два! (и т. д.)
Чтобы игра не была однообразной, исполняйте роль ведущего с ребенком по очереди.
Упражнение 3 - «Что сначала, что - потом»
Цель упражнения: формирование понимания причинно-следственных связей событий, развитие связной речи и воображения.
Используйте парные картинки, где сюжет развивается во времени, но сначала не более двух. Пусть ребенок разложит картинки по порядку, расскажет сюжет: «Курочка снесла яичко, а потом из него вылупился цыпленок».
Можно использовать знакомые сказки: «Колобок», «Репка» и др. В этом случае можно брать несколько картинок, т. к. сюжет ребенок знает, его надо только воспроизвести. Но не стоит постоянно работать со знакомыми сказками, это не развивает фантазию и не формирует причинно-следственные связи (на что, главным образом, направлено упражнение).
Упражнение 4
Цель упражнения: развитие конструктивных умений и счетной деятельности.
- Сложи из палочек!
Ребенок воспроизводит сложенные вами фигурки. Давайте им названия, предлагая ребенку придумать, на что это похоже. Пусть ребенок попробует сложить свою фигурку. Можно складывать буквы и называть их. В этот раз мы работаем только с тремя палочками. Обратите па это внимание ребенка:
- Чем похожи все-все наши фигурки? Что у них общего? Ты заметил? (Все сложены из трех палочек.)
Упражнение 5
Цель упражнения: обучение решению конструктивных задач.
- Возьми теперь себе сам из коробки три палочки. Посмотри, на карточке у меня бабочка.
Ребенок достраивает бабочку, ориентируясь на схематический рисунок. Если это не получается, сложите всю бабочку сами, а ребенка попросите сложить такую же по образцу.
- Посмотри, как я бабочку переделаю в домик. Сложи такой домик. (Количество палочек не изменяется.)
- Посмотри, как я переделаю домик в щетку. Сложи такую же.
- Посмотри, как щетку я переделаю в треугольник. Сложи такой треугольник.
- Сколько оладушек поместится внутрь треугольника?
Даем ребенку коробочку с пуговицами и предваряем работу вопросами:
- Как ты думаешь, две поместятся? Бери, пробуй. Есть еще место? Еще одна поместится? Две? Бери, пробуй...
- Много поместилось? Больше двух? Больше трех? Можешь показать столько пальцев, сколько поместилось «оладушек»?
Твитнуть |