Авторизация на сайте

Энциклопедия

Воспитание и развитие ребенка от 9 до 12 месяцев

Вашему ребенку скоро исполнится год. Овладев самостоятельно ходьбой, малыш теперь почти все время бодрствования проводит в движении. Даже с предметами он действует на ходу. Ребенок не отказывается при этом и от ползания и часто перемещается именно таким образом. Это очень полезно для его мышц, неокрепшего позвоночника и ног. Ползание дает возможность снять напряжение, утомление. Поползав, ребенок снова поднимается на ножки.

Если к 1 году он не овладел самостоятельной ходьбой, помогайте ему преодолеть страх перед пространством, и малыш пойдет. Находясь недалеко от ребенка, маните его к себе ласковыми словами: «Иди ко мне, Алешенька! Ножками топ-топ. Вот какой молодец». У ребенка появляется уверенность в себе, он чувствует помощь взрослого, ему не страшно.

Конечно же, обучаясь ходьбе, ребенок не раз и не два упадет. Обычно он падает, поднимается, опять идет. Главное, чтобы на пути малыша не было острых углов, о которые можно больно удариться. В этом случае он, бывает, даже временно перестает ходить и опять переходит на ползание. Во время обычных падений ребенка при ходьбе ведите себя спокойно, не паникуйте, ведь ваш испуг передается и малышу. Иногда для обучения ходьбе используют ходунки. Мы бы не рекомендовали этого делать, так как ребенок лишается самостоятельности. Он не может по своему желанию сесть, изменить способ перемещения.

Какие родители не радуются тому, что ребенок овладел самостоятельной ходьбой! Но теперь и забот прибавилось. Малыш любознателен: он охотно берет в руки, обследует, пробует на вкус все, что привлекает его. Уберите все опасные предметы, поставьте заглушки в электрические розетки, помните, что он легко может стянуть вместе со скатертью все, что находится на столе, уберите лекарства в недоступное место, будьте предельно внимательны. Проявите настойчивость: строгим выражением лица, запретительной интонацией, жестом покажите ребенку, чего нельзя трогать. «Нельзя» должно быть безоговорочным. Нельзя только то, что опасно для жизни малыша. Помните: того, что «можно», должно быть больше, чем того, что «нельзя». Частые запреты в раннем возрасте могут привести к срыву нервной системы.

Существенно изменяется и предметная деятельность ребенка. Малыш практически начинает усваивать не только физические свойства предметов, но и их назначение (ложкой едят, из кружки пьют, шапку надевают на голову и т. д.). Знание назначения знакомых предметов дает возможность и использовать их соответствующим образом, а в дальнейшем имитировать эти действия в игре. Таким образом, создается основа для возникновения сюжетно-отобразительной игры.

В этом возрасте ребенок среди прочих предметов быта начинает отыскивать взглядом называемые вами предметы одежды и обуви. Побуждайте его действовать с такими предметами в соответствии с их назначением.

В 10-12 месяцев ребенок подносит платок к голове, ботинок к ноге, варежку к руке. Хвалите малыша, проявляйте радость, когда он отыскивает взглядом называемый предмет одежды или обуви и пытается поднести к соответствующим частям тела. Это очень важное умственное достижение! Малыш начинает дифференцировать (различать) предметы по их назначению. К 12 месяцам ребенок уже пытается активно вам помогать в одевании и раздевании. Вы ему говорите, беря варежку: «Дай ручку!» - и он ее подает; наклоняет или поднимает голову, чтобы вы застегнули пуговицу, завязали шарф и т. д. Эти активные действия очень важны для последующего самостоятельного одевания и раздевания. Поощряйте малыша за активность, расширяйте диапазон таких действий.

Кроме предметов быта, существуют специальные предметы, с которыми ребенок продолжает учиться действовать. Мы уже говорили о кольцах, матрешках, коробках. Теперь желательно приобрести пирамидки, мячи, несколько кубиков, кирпичиков, цилиндров (их можно сделать и самим) и лучше двух контрастных размеров (большой - маленький).

С 9 до 12 месяцев идет совершенствование простейших действий с предметами разной формы и величины, обогащение цветовых ощущений, совершенствование координации движений рук под зрительным контролем. Продолжайте игры с закрыванием и открыванием: с ведерками, коробками с крышками. Только теперь положите в емкость предметы разной формы и цвета: пирамидку, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Снимите крышку и продемонстрируйте эти предметы. Затем попросите малыша вынуть поочередно эти предметы и восхищайтесь их красотой, называйте цвет, форму, хвалите ребенка за то, что он вытащил именно этот предмет, вызывая тем самым его эмоциональный отклик. За таким занятием ребенок многое открывает для себя. Он познает, например, что кубик устойчиво стоит на столе, а шарик и яйцо катятся. Игру можно повторять, частично или полностью меняя игрушки.

С 10 месяцев малыш уже способен усвоить действия с предметами, учитывая их величину. Продолжим игры, только теперь с двумя емкостями: большой и маленькой. И положим в них разные предметы (мяч, куб, утенка, рыбку): в большую - большего размера, в маленькую - меньшего. Побудите малыша открыть сначала одну коробку и выложить из нее по одному все предметы. Называйте каждый из них: «Вот какую большую рыбку достал Алешенька из большой коробки!» Затем ребенок вынимает предметы из другой коробки. Вы раскладываете их по порядку - меньший под большим: «А вот какую маленькую рыбку достал Алеша!» Предметов в емкостях может быть 2-3, главное, чтобы они были парными (мячик большой и маленький).

Дайте возможность ребенку самому положить игрушки и пред¬меты в обе емкости, но не требуйте непременно точного отбора различных предметов по признаку величины. Достаточно будет и того, чтобы он научился при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их величине.

С 10 месяцев достижимо и решение задачи обогащения цветовых впечатлений детей при действии с предметами. Для этого нужны предметы разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого). Порядок действий тот же, что и раньше. Ребенок, заинтригованный вашими словами, открывает крышку и вынимает из ведерка предметы. А вы помогаете раскладывать их на столе, при этом называете цвет, восхищаетесь красотой, хвалите ребенка, регулируете его действия: «открой», «достань», «положи», «закрой», «молодец», «как красиво» и т. п. Если малышу нравятся игры, и он проявляет интерес к величине, форме и цвету предметов, то вы все сделали правильно.

Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем помогут пирамидки. Сначала возьмите пирамидку с большими кольцами. Их должно быть не более пяти. Покажите малышу кольцо, дайте ему поиграть с ним. Затем покажите стержень, наденьте сами кольцо на него. Ребенок постарается повторить все за вами. Если у него не получится, ласково возьмите его руку с кольцом и направьте отверстием на стержень. Когда ваш малыш наденет все колечки, похвалите его и предложите снять их. После двух-четырехразового повторения ребенок уже справляется с этим заданием сам. Учтите: верхний конец стержня должен находиться выше уровня глаз ребенка, чтобы исключить травму. Лучше иметь две пирамидки: одну с большими отверстиями, другую с маленькими. Тогда вы сможете усложнить задачу: нанизывание колец с маленькими отверстиями требует более тонкой координации движений. Если малыш проявляет к игре неизменный интерес и справляется с ней сам или частично с вашей помощью, то это значит, что и координацию движений рук под зрительным контролем ваш ребенок освоил и стал более умелым.

Важно продолжать игры, в которых ребенок использует один предмет в качестве орудия для того, чтобы достать другой: понимает, что нужно потянуть за веревочку, привязанную к колокольчику, чтобы вызвать его звучание; подвинуть палочкой предмет, который трудно взять.

Поддерживайте игры, в которых ребенок переносит действия с одного предмета на другой: например, сначала катал только мяч, затем все круглое. Это говорит о том, что он обобщает предметы по признаку формы.

Повторяйте вышеописанные игры с предметами в течение всего возрастного периода с 9 до 12 месяцев. Все эти игры и действия важны для умственного и речевого развития ребенка.

Вы уже знаете, что малыш к 9 месяцам научился гулить, начал вас понимать и много лепетать. Что же дальше? Идет дальнейшее интенсивное развитие понимания речи взрослого (то есть возрастает количество понимаемых слов). К концу года ребенок может знать имена окружающих его людей, названия животных и тех предметов и игрушек, которыми он часто действует, играет. В 10-11-месячном возрасте некоторые слова начинают приобретать обобщенный характер (например, у ребенка имеется несколько кукол: большая, маленькая, резиновая, целлулоидная; разные машинки и т. д. Вы просите его принести куклу, машинку, и он приносит любую из них).

К концу первого года становится возможным через речь взрослого воздействовать на поведение ребенка. Он начинает понимать слово «нельзя» (если вы, конечно, останавливая нежелательные действия ребенка, произносите его с соответствующей строгой интонацией: «Катя, нельзя бросать Лялю, ей больно» и т. д.).

Во время самостоятельной деятельности и в ответ на ваше обращение дети больше лепечут и подражают различным звукам. И это очень существенно, так как именно из лепета, подражания звукам и понимания речи взрослого формируются первые осмысленные слова. К концу года ребенок может произносить 6-10 слов. Но какие это слова? Конечно, очень простые, или, как говорят, упрощенные, например: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ля-ля», «дай», «би-би», «кс-кс», «ав-ав» и др. Чаще всего ребенок произносит эти слова, когда видит близкого человека, хорошо знакомую игрушку, с которой он действовал и название которой слышал. Эти слова и даже отдельные звуки, подкрепляемые жестами и мимикой, становятся средством общения ребенка с окружающими людьми. «Дай-дай»,- произносит ребенок и протягивает руку в сторону, где находится знакомая игрушка. Хотя такое обращение у детей этого возраста бывает еще редко.

Следует обратить внимание на следующее: в этот период дети овладевают новыми двигательными умениями - ползанием, активными действиями с предметами, многие начинают ходить. И все эти умения на время как бы приостанавливают развитие новых типов голосовых реакций. При ползании, например, наблюдается задержка в развитии лепета. Овладевая ходьбой, ребенок издает много радостных возгласов, лепечет, но у него может задерживаться произнесение первых слов. Не пугайтесь! Это все естественно. Продолжайте создавать наиболее благоприятные условия для развития голосовых и речевых реакций. Каковы же эти условия и как можно решать теперь речевые задачи?

Прежде всего это расширение ориентировки в окружающем. Как мы уже подчеркивали, знания - основа и условие речевого развития. Ребенок много ползает, начинает ходить, а это дает ему возможность увидеть, потрогать много новых предметов. Мир познания для него только открывается. Так покажите ему этот мир!

Советуем время от времени брать ребенка на руки, подносить его к зеркалу, выносить в другую комнату, кухню, подносить к окну, показывать людей, животных, движение машин. Особенно хорошо это делать во время прогулки на улице. И, конечно, надо говорить, называть, повторять. «Кто это на меня смотрит? Катенька. Где Катя? Вот наша Катя. Это - киса. Где киса? Вот киса - «кс-кс»... А вот собачка - «ав-ав». Где собачка? Позови ее. Иди, иди, иди, собачка (подвигать руками). А это что такое? Машина - «би-би». Скажи «би-би», уехала машина...» И так еще и еще раз.

Как можно больше говорите, повторяйте слова, названия, звуки. И ребенок непременно начнет подражать вам, произносить звуки, слоги. Но это уже его слова, и произносит он их практически осознанно. Показывая на часы, говорите «тик-так»; машина - это «би-би»; «тетей» называйте именно тетю, а не маму и бабушку. Воспроизведение полного названия объекта или предмета в этом возрасте ребенку еще трудно. Чтобы поддержать его речевую активность, допускается замена полного слова облегченным звукосочетанием. Но обращаем ваше внимание на то, что взрослый обязательно должен употреблять и полное и облегченное название.

Для развития речи важно использовать кормление, одевание, умывание. Можно называть разные продукты питания, новые предметы одежды и т. п. Главное - организовать особое речевое общение. Специфика его состоит в том, что слова взрослого предваряют действия, которые он выполняет сам и учит выполнять ребенка. «Катенька сейчас будет кушать. Что будет кушать Катенька? Кисель сладкий, красный,- слова сопровождают действия, выполняемые ребенком.- Ой, какая умница Катя, как она хорошо пьет кисель. Вкусный кисель пьет Катя! - И завершают выполнение действия: - Молодец, Катя, выпила кисель».

В результате многократных повторений одних и тех же действий ребенок начинает выполнять их лишь по одному словесному указанию взрослого, то есть слово становится для него сигналом к действию, а это очень существенно для понимания речи взрослого и формирования в дальнейшем активной речи самого ребенка. Сначала понимание выражается в движениях, мимике, жестах, голосе. Позднее - в употреблении упрощенных, а затем и целых слов. В этот период используют более разнообразные средства развития речи. Например, игровые приемы, поскольку значительно усложняются предметные действия и действия с игрушками. Их нужно сопровождать словами: «Вот киса, покорми кису» (имитируется действие); «Вот Ляля, возьми Лялю в руки, покачай Лялю, вот так, «бай-бай», Ляля». Или: «Это собачка - «ав-ав». Покорми собачку: «На-на, собачка!» и т. д.

Очень хорошо иметь всевозможные заводные игрушки, звенящие, пищащие. Они сразу привлекают внимание ребенка, он их как бы «выхватывает» взглядом, ползет или идет за ними и обязательно что-то лепечет, как правило, подражая слышимым звукам. Для того чтобы усваиваемые слова приобретали обобщающий характер, к году надо показывать ребенку игрушки, имеющие одно и то же название, но разные по виду.

«Катенька, это кукла. На ней красивое платье. Подержи куклу, посмотри на нее». После некоторой паузы берем другую куклу - меньшего размера, одетую иначе. «А это кто? Возьми, посмотри». Снова пауза. «Посмотри, Катенька, кто это?.. Это тоже кукла». Или можно взять разные игрушки и выполнять с ними одно и то же действие: «Вот это киса, а это курочка. Они хотят есть. Давай покормим их. Киса ест молочко - «ам-ам», а курочка клюет зернышки - «клю-клю».

Очень полезно проводить игры на звукоподражание (особенно животным). Мама показывает игрушки (собаку, кошку, курочку, петушка) и спрашивает: «Как собачка лает? Как кошечка мяукает? Как петушок кричит?» - и сама же вначале отвечает: «Собачка лает «ав-ав», кошечка мяукает «мяу-мяу», петушок кричит «ку-ка-ре-ку», курочка - «ко-ко».

Можно прятать игрушки, потом называть их вместе с ребенком: «Мяу-мяу, где киса, мяу-мяу, иди сюда». И так же с другими игрушками.

Эти приемы очень действенны. Как можно чаще спрашивайте малыша о местонахождении предметов и игрушек (например: «Где петушок?», «Где часы?» и т. п.). Подобные вопросы развивают у детей ориентировку в окружающем, воспитывают умение выделять конкретный предмет из многих других и устанавливать связь между предметом и словом, обозначающим его название.

С этой же целью можно использовать уже и картинки (кошка лакает молоко, кукла сидит, лежит и др.). И опять рассматриваем, спрашиваем: «Кто это? Где киса? Что она делает? Что делает кукла? Где спит кукла?» и др. Ребенок с удовольствием ищет, показывает пальчиком, лепечет, смеется.

Очень любят дети игры-забавы: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Дай ручку», «До свидания», «Прятки», «Ку-ку», «Коза рогатая», «Догоню-догоню» и т. д.

Как видите, возможностей для развития речи детей в этом возрасте много. И ваше терпение, желание и умение помогут их реализовать. Тогда уже к концу первого года жизни ребенок будет готов произнести первое слово. Начинает формироваться очень существенная для дальнейшего развития речи функция обозначения (ребенок видит предмет, выделяет его и называет, естественно, по-своему). Все это является основой для дальнейшего развития активной речи ребенка.

Как же происходит музыкальное развитие малыша в этот период?

На что следует обращать внимание:

• развиваем музыкальное восприятие, побуждаем ребенка слушать пение взрослого, инструментальную музыку, доступную по содержанию и длительности звучания, а также игру на детских музыкальных инструментах;

• поощряем эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (спокойную - веселую, быструю; грустную - задорную);

• приобщаем к элементарной активности в пении (подпевание слогов «аи», «да», «эй»), к элементарным плясовым движениям под музыку (хлопки, топание ножками, помахивание платочком и т. п.);

• приучаем к простейшим движениям в играх под пение и музыку.

• К концу первого года малыш с удовольствием слушает детские песенки и потешки. Поэтому мама систематически поет ему песни. Все это должно проходить на благоприятном эмоциональном фоне.

• Выполняя бытовые процессы, мама сопровождает их песенками, например:
«Водичка, водичка! Умой мое личико, Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок».

• Малыш все больше любит слушать инструментальную музыку. Чтобы привлечь к ней его внимание, заинтересовать, вы показываете источник музыки и лишь потом включаете его или исполняете мелодию на музыкальном инструменте.

• Так же, как вы играли с колокольчиком, можно играть, используя магнитофон. Вы предлагаете ребенку послушать любимую музыку и включаете магнитофон. По окончании звучания вы относите магнитофон в другой угол комнаты и накрываете красивым платком со словами «нет музыки». Ребенок подходит (возможно, подползает) к магнитофону, снимает платок и побуждает вас снова включить его. Он готов слушать музыку. Так можно поиграть несколько раз, пока ребенок увлечен игрой.

• Малыш начинает ходить, и его все больше интересует движение под музыку. Его занимает, как танцуют взрослые, меняя движения под текст песни. Если текста в танце нет, желательно припевать «ля-ля-ля» и т. п. Для музыкально-двигательных показов используют несложные по содержанию песенки, текст которых помогает выполнять неспешные действия.

• Продолжаем играть в различные музыкальные игры, прежде всего народные. Одной из любимых игр детей этого возраста является игра «Сорока-сорока». Это кладезь народной педагогики. Во-первых, взяв пальчики ребенка в свои руки и загибая их, мы развиваем мелкую моторику пальцев руки, что имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка. Во-вторых, слушание песни развивает у ребенка музыкальный слух.

• С каждым месяцем малыш становится все более отзывчивым на музыку: активно воспринимает показ, откликается голосом и движением, улыбается, громко смеется. Разделите с ним радость от общения с музыкой!

Итак, за последние три месяца ваш малыш стал значительно активнее:

• он осваивает ближайшее к нему пространство, ходит и начинает говорить;
• открывает с помощью взрослого разные свойства предметов;
• обнаруживает, что предмет имеет свое назначение (на стуле сидят, на кровати спят), может быть использован как орудие в действиях с другими предметами;
• освоив манипулятивные действия, начинает выполнять орудийные; отделяет себя от взрослого и пытается самостоятельно обращаться с предметами; проявляет радость при успехе в действиях с ними и общении со взрослым и огорчение при неудаче;
• с удовольствием слушает пение взрослого и пытается ему подражать, любит слушать музыку, эмоционально откликается на мелодии контрастного содержания;
• проявляет элементарную активность в пении; пытается выполнять отдельные элементарные плясовые движения, включается в игровые действия музыкальных игр.


 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Шебуршим на полу
Ольга Бирюкова, Кстово
Всё видео