Энциклопедия
Воспитание и развитие ребенка от 1 до 3 месяцев
В этот период остается ведущим эмоционально-личностное общение с ребенком. Однако содержание его становится несколько иным - оно связано с развитием зрительных, слуховых и эмоциональных реакций на окружающее. Этим и наполнено бодрствование ребенка.
Общение, направленное на развитие его зрительных и слуховых реакций, расширяет ориентировку в окружающем, способствует развитию движений рук, а в дальнейшем общих движений и речи. Ребенок не только следит за движущейся игрушкой и сосредоточивается на неподвижной, но и устанавливает связь между зрительными и слуховыми впечатлениями.
Малыш может дольше, чем на первом месяце, сосредоточивать свой взгляд на лице взрослого, предмете и игрушке. При этом он как бы замирает, прекращает все движения ручками и ножками. То же самое происходит и при слуховом сосредоточении. Ребенок прислушивается к вашему голосу, звуку погремушки, мелодичной музыке. К 2-2,5 месяца малыш часто улыбается при виде улыбающегося лица взрослого, при звуках его ласкового голоса, при виде ярких игрушек, которые показывают ему. Улыбка ребенка сопровождается движением рук, ног, голосовыми реакциями в форме гуления. Возникает ярко выраженное радостное настроение (комплекс оживления). Комплекс оживления (улыбка, активные движения руками и ногами, гуление) - первое средство общения.
Так малыш воздействует на вас, выражает свою потребность в вас, в вашей любви и заботе. В этот период закладываются отношения привязанности ребенка и матери. От эмоциональной насыщенности отношений привязанности во многом будет зависеть развитие личности малыша, его «Я». Малыш еще не знает, «кто я?». А вот «какой я?» - любимый или отвергнутый,- он уже ощущает, чувствует, эти ощущения и возникают в отношениях привязанности. Это важно для его будущей самооценки, уверенности в себе, самостоятельности, незави¬симости и формирования доверительного отношения к другим. Если малыш не будет иметь таких эмоциональных контактов с мамой, то он будет испытывать тревожность, трудности в установлении контактов с другими людьми.
В процессе эмоционального общения у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение. Особое внимание в этот период нужно обратить на развитие рук малыша. Пока они еще сжаты в кулачки и в локтевом суставе. Лишь изредка он разжимает их и начинает ощупывать простынку, свои ноги и руки, голову. Надо создать условия для того, чтобы ребенок разжал кулачок и выпрямил ручку в локтевом суставе, соединил, согласовал движения руки и глаза. Нужны новые игры с игрушками, способствующие развитию этих движений. Какое значение имеют эти, казалось бы, элементарные действия? Они лежат в основе овладения ребенком разными способами действий с разными предметами, в процессе чего у детей раннего возраста развивается мышление.
Научившись следить за предметами, малыш уже может занять себя в течение некоторого времени: рассматривать близко находящиеся предметы и игрушки, следить за входящими и выходящими из комнаты людьми, прислушиваться к различным звукам.
Слуховое и зрительное сосредоточение, которое развивается в этих играх, очень важно и потому, что является основой развития речи ребенка. Как же идет развитие речи в этот период? Оно начинается буквально со дня рождения малыша. Возможно, это удивит родителей, но это так. Мама радостно сообщает всем: «Он улыбнулся мне...» Это «событие» случается уже на втором месяце жизни ребенка. Если бы мог, ребенок сказал бы: «Я улыбаюсь - значит, говорю». Так можно условно назвать первый период развития речи детей, имеющий громадное значение для овладения родным языком.
Главная задача этого периода - установление контакта с ребенком с помощью эмоциональной (экспрессивной) речи. Мы уже говорили, что ведущим видом деятельности малыша первых трех месяцев жизни является эмоциональное общение с близким взрослым. При общении происходит развитие потребности в использовании врожденного механизма - звукопроизношения. Первые звуки ребенка, как бы направленные к нам, делают нас счастливыми. Произносимые, на первый взгляд, бессмысленно, эти звуки направлены на установление контакта со взрослыми. Что же представляют собой первые звуки ребенка?
Эти первые звуки принято называть гулением. Чтобы оно появилось и развивалось, нужно всей душой стремиться установить контакт со своим малышом. Ребенок весь светится, сияет, если мама наклоняется над его кроваткой, заговаривает с ним.
Значение радости в жизни грудного ребенка очень велико. Это и основа развития речи. Никакая игрушка в этом возрасте не может так легко вызвать радостное состояние, как улыбка и ласковый голос родного человека. Отсюда следует очень важный совет родителям: больше разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему - это важное условие развития его ответных голосовых реакций, слухового сосредоточения.
Когда это надо делать? Прежде всего, конечно, во время ухода за ребенком. Мама поглаживает малышу ручки, ножки, спинку, согревает, заменяя мокрую одежду сухой, и ведет с ним «разговоры». Основная их задача - успокоить ребенка, выразить ему свои чувства: «Мой хороший, мой маленький, не плачь, сейчас я покормлю тебя, покачаю, песенку спою...» Да кто, как не мама, найдет самые лучшие, самые ласковые слова своему ребенку!
Интонации голоса тоже будут разные. Они помогают ребенку прислушиваться к звукам, сосредоточиваться на лице взрослого, а это очень существенно. Уже к концу второго месяца можно заметить реакцию ребенка на голос мамы (может иногда появиться громкий смех с взвизгиванием, иногда малыш замолкает, прислушиваясь к голосу мамы). Это свидетельствует о том, что ребенок все более активен в общении со взрослым. «Разговоры» взрослого с малышом становятся все более содержательными: «Доброе утро, Сашенька, как спал, мой сыночек?» Мама задает вопросы и сама отвечает на них. Очень важно, что ребенок слышит разговорную речь, а в ответ появляются голосовые реакции. Они становятся разнообразнее, ребенок как бы экспериментирует со звуками. Во время бодрствования он сначала произносит отдельные отрывистые звуки типа «кх», «гх», а затем в его «речи» появляются гласные звуки, которые малыш произносит протяжно, мелодично: «а-а-о-о» и т. п. Итак, уже в 3 месяца малыш начинает гулить. Этим ребенок как бы выражает потребность в общении со взрослым.
Происходят изменения в развитии движений. Прежде всего, надо создать условия для развития у ребенка умения удерживать голову в вертикальном положении. Начиная с 4-6 недель берите малыша на руки в вертикальном положении, поддерживая одной рукой за грудь, а другой за ягодицы. Вначале держите его в таком положении буквально несколько секунд, а затем постепенно увеличивайте время, отведенное для этого. Вы почувствуете, как мышцы шеи малыша становятся крепче и он уже может некоторое время держать голову.
Формированию умения удерживать голову вертикально способствует и выкладывание ребенка на живот. Каждый раз перед кормлением или через 30-40 минут после него нужно положить ребенка на животик на твердую поверхность стола. Ласково разговаривайте с ним, при этом поглаживайте ему спинку снизу вверх и обратно.
Кстати, положение на животе очень полезно для развития дыхательной системы, кровообращения, а также для подготовки к ползанию. Только не давайте ребенку утомляться, ведь он сам еще не может изменить позу. Ни в коем случае не оставляйте его без присмотра. Постепенно в результате многократных упражнений малыш научится держать голову свободно и длительное время как в вертикальном положении на руках взрослого, так и лежа на животе, опираясь на предплечья.
Как только малыш начал держать голову, развивайте упор его ног. Берите его под мышки в вертикальном положении так, чтобы ноги касались твердой поверхности, но не ставьте его. Едва ребенок оттолкнется от поверхности, тут же поднимите его, повторяя это упражнение несколько раз. Первое время ножки малыша будут беспомощно подгибаться в коленях и тазобедренных суставах. Однако если проделывать эти движения с ребенком каждый раз, когда берете его для пеленания, переодевания, туалета, вы почувствуете, как он начинает отталкиваться от твердой поверхности, а затем и выпрямлять ножки в коленях. Эти движения очень полезны для формирования более сложных движений, вставания и ходьбы.
В этот период возрастает способность и для музыкального развития вашего малыша. С самого рождения кроха, попадая в мир, полный музыкальных звуков, вслушивается в них. Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением мамы, бабушки. Веками они пели у детской колыбели нежные, задушевные, ласкающие его слух колыбельные песни. Много есть замечательных колыбельных песен, но, если вы еще не освоили их, пойте своему малышу приятные мелодии. Можно спеть ему разные песни. Вы сами почувствуете, какая мелодия ему больше нравится. На ней и остановитесь.
С первых месяцев в период бодрствования малыша включайте время от времени приятную для его слуха инструментальную музыку. Понаблюдайте за малышом, когда будете включать ему различные вокальные или инструментальные произведения, и вы заметите, что при слушании одних он явно испытывает удовольствие, а при восприятии других - дискомфорт. Это значит, что у ребенка начинает появляться «музыкальная избирательность».
Твитнуть |