Энциклопедия
Учимся читать легко!
Рано или поздно все родители задаются вопросом, когда же начинать учить ребенка читать и, самое главное, как это сделать без лишних хлопот. Существует множество методик и подходов к обучению малышей чтению.
Детские сады и школы стремятся использовать всевозможные педагогические новшества, но ни одна из известных систем не является универсальной, у каждой есть свои плюсы и минусы. Любой ребенок индивидуален - то, что подойдет одному, совсем не подходит для другого. Зачастую приходится совмещать несколько методик одновременно – выбрать одну, дополнить второй, а также использовать третью. Разобраться в том, какая из методик подойдет именно вашему малышу – это ваша задача, уважаемые родители.
Для взрослых чтение - это естественный процесс. Мало кто из взрослых помнит, каким способом он научился читать. Сегодня в Интернете можно найти десятки методик обучению чтению, развития интеллекта, логики, начиная с самого раннего возраста.
Попробуем вкратце рассмотреть наиболее популярные методики обучения чтению детей, применяемые на практике:
- фонетический метод (более известный, как «традиционный»);
- методика Глена Домана;
- метод Марии Монтессори;
- методика Николая Зайцева;
- методика Евгения Чаплыгина.
Фонетический метод
Фонетический метод основан на алфавитном принципе. В его основе - обучение произношению букв и звуков. Ребенок, заучив буквы, переходит к слогам, а потом и к целым словам. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе обучения.
Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение звуков и букв. Кроме того, алфавит – это, своего рода, абстрактный код. Малыш, который до этого имел дело с реальными вещами, «фактами», начинает пользоваться символами, а это первый шаг к развитию абстрактного мышления.
Плюсы:
- помогает в дальнейшем справиться с звуко-буквенным анализом;
- хорошо помогает запоминанию букв;
- дети учатся обращать внимание на буквы, воспринимая их как часть целого.
Минусы:
- метод долгий, трудоемкий; ребенку тяжело понять, как сочетаются несколько букв;
- методика подходит детям с сформированной речевой системой (5-6 лет), не подходит для малышей;
- ребенок сначала будет читать по слогам, долго осваивая длинные слова. Понимает прочитанное только после повторного произнесения слов.
Метод Глена Домана
В 40-х годах XX века американский врач Глен Доман попробовал показывать детям с нарушением центральной нервной системы карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух по несколько раз в день. Обучение начинали с простых слов, постепенно усложняя их, и добавляя новую информацию или характеристики слов. Стимулируя зрение, как один из органов чувств, Глен Доман добивался активизации деятельности мозга в целом.
Результаты были ошеломляющие - после месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из них не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Ту же методику начали использовать и при обучении здоровых детей.
В своей методике Глен Доман утверждает:
1. Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию. И этот рост фактически завершается к семи, семи с половиной годам. Усиленный рост мозга происходит с рождения до трех лет;
2. Мозг маленького ребенка готов к принятию большого количества информации. Маленькие дети намного способнее к обучению, чем взрослые;
3. Самыми лучшими учителями являются родители.
Основной идеей обучения является запоминание ребенком слова целиком, вместо складывания его из букв и слогов, путем многократного показа карточки одновременно с произнесением написанного слова. Со временем программа усложняется, добавляются новые «факты». Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по карточкам Глена Домана - от 3 месяцев до 3 лет.
Как и у любой другой, у методики Домана есть свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы:
- ребенок усваивает большой объем информации простым для него образом;
- сейчас можно купить готовые наборы карточек для занятий по Глену Доману;
- если заниматься целенаправленно, то дети в раннем возрасте рано овладевают чтением, в целом, развиваются гармонично.
Минусы:
- много времени уходит на подготовку подсобного материала – подбирать новые слова, клеить, составлять предложения;
- у ребенка не формируется текстовое мышление - умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, поскольку применяются лишь карточки с названиями;
- страдает эмоциональное и когнитивное развитие. «Факт» надо пощупать и потрогать, а еще лучше попробовать на вкус, исследовать и потом определить ему свое место в мире.
Практический психолог и педагог Андрей Маниченко доработал классическую методику Домана и адаптировал ее для русского языка. Методика Домана-Маниченко основана на игровых миниоуроках и позволяет комплексно, гармонично развивать малыша по всем направлениям: память, речь, мышление, моторика, восприятие, внимание, воображение, приемы деятельности. Разработаны и предложены родителям варианты занятий с малышами разных возрастов и темпераментов.
Новые возможности ребенка по методике Домана-Маниченко:
- ребенок – активный объект обучения. Он подвижен, деятелен. Короткие занятия проводятся в игровой форме, в движении, в своём индивидуальном ритме обучения. Сначала малыш играет с мамой, а в дальнейшем активность малыша принимает инициативный, творческий характер - он самостоятельно ставит игровые цели, и ищет нужные способы решения игровых задач;
- обучение только в игре. Малыши читают, считают, развивают логику, играя. Ведь игра для ребенка – основной способ познания мира. Когда малыш играет, его мозг активно работает.
Метод Марии Монтессори
Метод основан на принципе - ребенок успешнее учится в такой социальной среде, которая способна поддержать его уникальное развитие. По этому методу учить читать ребенка надо примерно с 4 лет. Причем сначала учить писать, а потом уже читать. С двух лет даются упражнения для развития руки. Дети обводят рамочки, учатся проводить линии разной толщины в разных направлениях, соблюдать границы при закрашивании. Дети ощупывают буквы, сделанные из разных материалов, - шершавые, пушистые, гладкие - и играют с ними. Такие буквы легче запомнить, чем абстрактный символ, нарисованный на бумаге. Как только дети узнают несколько букв, им предлагают составить слова, а затем предложения.
Плюсы:
- дети, которые занимаются по методу Монтессори, часто начинают читать достаточно гладко, запоминают образ слова, быстро осваивают метод чтения про себя;
- дети приучаются к самостоятельной работе, развивают мелкую моторику, аналитические навыки, логику.
Минусы:
- затратно с точки зрения времени и финансов – метод требует много разнообразных материалов для обучения; (бесчисленные таблички, рамочки, таблички, книжечки);
- необходимо выделить ребенку особую зону для занятий;
- страдает навык чтения вслух;
- ребенок может плохо воспринимать групповые занятия.
Метод Николая Зайцева
Метод Николая Зайцева построен по принципу складового чтения и пения. Основы такой системы обучения чтению заложил Лев Толстой еще в начале XIX века. Несомненная заслуга Николая Зайцева в том, что идею обучения чтению «по складам» он систематизировал и воплотил в виде кубиков, что сделало методику обучения чтению еще более простой в освоении.
По мнению Зайцева, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. Помимо собственно обучения чтению методика Зайцева подразумевает, что малыш осваивает фонетический состав языка.
Кубики Зайцева делятся на 12 групп, и, занимаясь по этим кубикам, ребенок учится различать гласные и согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки. Для этих целей и кубики тоже разные. Родителям предлагается склеить кубики и наполнить их разным содержимым. Помимо кубиков занятия проводятся по таблицам. Весь материал построен так, что дети сами познают все правила фонетики русского языка. Оптимальный возраст, с которого ребенку можно учиться читать по кубикам Зайцева - от 2,5 лет.
Плюсы:
- ребенок быстро осваивает слог и чтение;
- ребенок учится грамоте. Например, в кубиках нет сочетания «ЖЫ» и «ШЫ», и когда ребенок научится писать, у него даже не возникнет желания написать неправильно;
- обучение проходит в форме игры;
- кубики развивают моторику, тренирует зрение и слух;
Минусы:
- ребенок видит на кубиках сочетания согласного с «Э», что почти не свойственно русскому языку;
- кубики необходимо собрать и склеить прежде, чем показывать ребенку;
- кубики изготовлены из картона. Малыши могут сломать, измять или размочить их слюной.
Методика Евгения Чаплыгина
В основе также заложен принцип обучения чтению по складам, рекомендованный Львом Толстым и удачно доработанный педагогом и изобретателем Евгением Чаплыгиным. Секрет методики - в особых кубиках, называемых динамическими. Это два деревянных кубика, соединённых между собой специальными платформами - малышу очень легко их крутить и вертеть. Просто вращая кубики, ребенок сам получает все новые склады, а значит, и новые слова.
Обучение происходит в процессе игры, навык чтения приобретается в кратчайшие сроки. Буквы не в случайном порядке находятся на сторонах кубиков - это результат тщательного подбора сочетаний.
Плюсы:
- кубики полностью готовы к работе;
- буквы и склады попадают в память ребенка без специального заучивания, совершенно естественно;
- кубики «Читаю легко» не перегружают малышей информацией о звонких, глухих, твердых, мягких звуках.
Минусы:
- ребенок не понимает принцип сочетания букв, сразу предлагается готовый склад;
- долгий переход в беглое чтение;
- могут возникнуть сложности с фонетическим анализом слов в школе.
Выбор методики обучения чтению детей, конечно, остается за родителями. Но к этому выбору нужно подойти ответственно. Главное - верить в своего ребенка, ни в коем случае не превращать чтение в самоцель, и учитывать особенности развития малыша. И в один прекрасный день ваш кроха подойдет и скажет: «Давай, я почитаю тебе книжку!»
Твитнуть |