Энциклопедия
Типичные страхи и тревоги
Хотя у каждого ребенка обычно бывают свои причины для возникновения страхов или тревожных состояний, некоторые причины беспокойства очень типичны в дошкольном возрасте у детей обоего пола.
Страх перед несчастьем
Что бы ребенок ни делал, богатое воображение влияет на его действия. Из-за этого ребенок особенно подвержен всевозможным страхам, возникаю¬щим по принципу «а что, если...». Двухлетний малыш еще не может боять¬ся, что он потеряется, пока не поймет, что это возможно; дошкольник уже способен представить себя в лесу или в городском парке и подумать: «А что, если я потеряюсь в лесу?!» Точно так же он может вдруг начать бояться всевозможных, в том числе и маловероятных, событий, например: «А вдруг наш дом загорится!», «А вдруг мама с папой умрут?», «А вдруг собака взбесится и укусит меня!»
Страх перед телесными повреждениями
Ребенок ощущает теперь себя как личность, он владеет своим телом и чувствует его, поэтому возможность пораниться вызывает у него сильнейшую тревогу. Специфическая боязнь даже незначительного ранения связана с осознанием собственной принадлежности к определенному полу. Малень¬кому мальчику может казаться, что его половой орган можно очень легко поранить, что его надо всячески беречь. Маленькая же девочка порой крайне озадачена «отсутствием» полового органа; иногда, несмотря на всяческие заверения в обратном, она вдруг способна вообразить, что ее телу уже нанесены непоправимые повреждения.
Нередко ребенок ужасно боится вида крови. Приходится малейшую царапину заклеивать бактерицидным лейкопластырем. Однако не меньше, чем крови, дети боятся боли. Всего год назад укол сопровождался бы коротким вскриком, но теперь ребенок боится его, с ужасом ждет момента введения иглы под кожу и долго еще вспоминает это. А уж вынуть занозу из пальца - на это вам придется употребить все ваше терпение и определенную ловкость.
У многих детей боязнь телесных повреждений переносится с себя на окружающее. Если ребенок что-то разобьет или сломает, это может вызвать неадекватную, на ваш взгляд, реакцию страха. Порой, обнаружив куклу с оторванной головой, ребенок реагирует так же, как вы, когда увидите дохлую крысу.
Страхи, вызванные непониманием значения слов
Ребенок уже может рассказать вам о своих страхах; однако он еще недостаточно хорошо понимает речь взрослых. И это, в свою очередь, вызывает у него определенный страх. Он слышит обрывки взрослых разговоров, воспринимает слова нередко вне контекста, не понимает намеренной гиперболизации или иронии. Услышав в ответ на обычное: «Как поживаешь?», ваши слова - «Помираю совсем», ребенок может прийти в ужас. То же касается передач по радио или телевидению. Вид жертв голода или войны на телеэкране или в газете лишь подтверждает его догадку, что жить на свете страшно. Сказки или, хуже того, правдиво поданные истории про всевозмож¬ных чудовищ, драконов, чертей также могут оказаться для него непосиль¬ным грузом. Чудовища со страшными зелеными глазами из книжки столь же реальны для него, как воры или бандиты. Поэтому необходимо следить за тем, что ребенок смотрит по телевизору, что ему рассказывают перед сном; надо помнить, что ребенок способен услышать многое, что вовсе не предназначено для его ушей. Нередко стоит объяснить ребенку значение сказанного, чтобы предотвратить появление страхов у ребенка.
Как справляться со страхами
Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому - это лучший способ помочь ему избавиться от страхов. К тому же вы должны твердо и спокойно управлять его поступками: пусть ребенок понимает, что вы не собираетесь перекладывать на его плечи заботу о его безопасности - это пока еще исключительно ваша обязанность. Но если ребенок хочет что-то сделать (допустим, пойти на игровую площадку самостоятельно), однако вы знаете, что он и сам побаивается собственной сме-лости, правильнее всего, пожалуй, будет запретить ему это. Для ребенка это будет огромным облегчением.
Когда ребенок чего-либо боится, подбодрите его всеми доступными вам средствами. Не подшучивайте над ним и никому не позволяйте высмеивать его страхи. В противном случае ребенок может научиться скрывать их или маскировать, хотя на самом деле они по-прежнему будут таиться в его душе и мешать ему нормально жить.
Дошкольник «излечивается» от страхов постепенно: как только приобретает достаточно опыта и знаний, чтобы справиться с любой возникающей ситуацией. Ребенок рано или поздно узнает, что царапины или ранки на коже заживают; что упасть с трехколесного велосипеда еще не значит разбиться насмерть; что мама ни за что не потеряется, не забудет про своего ребенка, не уйдет по своим делам без предупреждения; что «злые дядьки» не влезают по ночам в окна. Однако пока ребенок поймет это, очень важно, чтобы у него было как можно меньше поводов пугаться - чем реже он будет бояться, тем скорее он обретет уверенность в собственных силах.
Распространенные стрессовые ситуации
На третьем году жизни ребенка перед родителями, как правило, встает вопрос - отдавать или не отдавать его в детское учреждение. Никто, кроме самих родителей, не может ответить на него. Специалисты по детской пси¬хологии тоже не могут однозначно относиться к этой проблеме. Каковы же плюсы и минусы того или иного решения?
Когда ребенок попадает в хорошую группу, куда он ходит с удовольствием и без слез, то решение отдать его в сад было, очевидно, правильным. Если же ему явно не по душе группа, в которую он попал, а у вас нет другого выхода, вам необходимо помочь малышу привыкнуть к новым условиям.
Решив не отдавать ребенка в детский сад, не казните себя, что вы лишили его чего-то жизненно важного. Безусловно, что в группе ребенок приобрел бы новых товарищей, научился разнообразным, интересным для него занятиям; кроме того, он приобрел бы ценнейшее в жизни умение ладить с людьми и обходиться без вашей помощи. Но этому можно научиться и дома, если у вас есть время, желание, опыт, силы. Итак, если по вашему разумению ребенку надо пройти «курс» детского сада, то первым делом подумайте, а готов ли он к этому.
Твитнуть |