Авторизация на сайте

Энциклопедия

Сюжетно-ролевые игры

В дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического (в том числе интеллектуального и личностного) развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая деятельность приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование - важнейшее средство ориентации ребенка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, что имеет решающее значение в социальном развитии ребенка.

Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме (поставили в ряд стульчики и на поезде тут же приехали на дачу). Эта особенность игры определяет ее важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.

К трем годам большинство детей уже способны различать игровое и неигровое (реальное) действие, т. е. они овладевают основным игровым умением - действием «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и действуют внутри нее. Появляется условное предметно-игровое действие - более обобщенное, сокращенное по сравнению с реальным, иногда обозначаемое лишь жестом, а впоследствии словом («Все, покормила»,- говорит девочка, совершив два-три движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).

В это время дети более широко используют различные предметы-заместители (коробка вместо домика, шарик вместо яблока и т. п.) и чуть позже - воображаемые предметы (кормят куклу из пустой тарелки, накрывают воображаемым одеялом, крутят несуществующий руль).

Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается тот или иной персонаж (человек, животное) в наиболее привычном и характерном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку, папа чинит машину). При этом дети не всегда обозначают свою роль словом и, отвечая на вопрос «Ты кто?», называют свое имя. Позднее ребенок называет свою игровую роль и опредмечивает действия («Я - мама. Я кушать готовлю»; «Саша - шофер. Едем в гости»).

Становление сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а также от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений и т. д.

Игровые действия объединяются простейшим сюжетом, знакомым ребенку по его опыту. Возникают игровые цепочки (множественные игровые задачи), вначале краткие (мама накрывает на стол и кормит дочку-куклу), затем развернутые, которые в дальнейшем могут соединяться с сюжетами игр других детей.

Постепенно ребенок переходит от отображения в игре последовательности взаимосвязанных действий (что свойственно сюжетно-отобразительной игре) к отображению человеческих взаимоотношений, начинает примерять на себя роль, овладевать ролевым поведением. И игра становится сюжетно-ролевой.

Вначале игра по тому или иному сюжету «запускается» имеющимся под рукой игровым материалом (попалась на глаза кукольная посуда - возникает игра в обед, кормление куклы). В дальнейшем, наоборот, ребенок подбирает к заранее задуманному сюжету необходимые игровые материалы.

К пяти годам совместные сюжетно-ролевые игры становятся доступны и предпочтительны для большинства детей. Появляется необходимость в сложных сюжетах, требующих творческого взаимодействия нескольких партнеров. Такая игра опирается на личный опыт детей, события, известные им из книг, кинофильмов, радиопередач и т. д.

Игры такого типа возникают в младшем дошкольном возрасте как самодеятельные. Их характерной чертой является ролевая эмоциональная выразительность, ролевые реплики и высказывания.


 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

Лобов Вадим Георгиевич и судебные разбирательства за репутацию университета «Синергии»

Вадим Георгиевич Лобов, владелец «Синергии», разбирается с негативной информацией, которую публикуют журналисты в СМИ и Интернете. Он активно участвует в судебных спорах, оспаривая отрицательные отзывы и отстаивая честь университета. Лобов Вадим уверен в своей репутации и продолжает бороться за ее защиту.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Узнаете себя по утрам?
Тэт Шафигулина, Казань
Всё видео