Авторизация на сайте

Энциклопедия

Стремление к познанию

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста - настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее ин¬тенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие - фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.
Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.
Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление достигает результата. Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примеривающих действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами (статичных и динамичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме¬сяцев - 1 года 10 месяцев.
Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития («Собери игрушки», «Где твой шкафчик?», «Возьми свою курточку»). Ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета (большой, маленький; круглый, треугольный, квадратный) и функции (катится, стоит). Использование слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различных качеств предметов.
В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практическо¬го экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого (закатившийся мячик с помощью палки), встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.
Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей. Например, зачерпывая воду с помощью решета для просеивания песка, обнаруживает, что вода выливается. Это вызывает у него удивление, что стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия. С помощью бытовых предметов (стульев, кресел, подушек и др.) открывает новые формы передвижения: скольжение, скатывание, перекатывание.
Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начинает обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя в уме. Например, ребенок закопал в землю будильник и поливал его, думая, что вырастет еще один для бабушки.
В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы-заместители, иллюстрации в книгах, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я - гусеница», «Я - самолет», «Я летаю» и др.).
Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно-действенного мышления зарождается наглядно-образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.
Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта проявляются в детских вопросах (на¬пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?»).
На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.
Ребенок раннего возраста в состоянии понять, что именно не следует делать в природе - сорить, рвать и ломать растения, приставать к животным. Он бывает насторожен в незнакомом месте, по отношению к животным и людям, что вполне естественно.
Особый интерес дети проявляют к людям, выполняющим какую-то работу, общающимся друг с другом.
К концу третьего года жизни ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об ок¬ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (например, «Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).


 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Всё видео