Энциклопедия

Сенсорное развитие
Сенсорные, иначе говоря, чувственные впечатления - это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения, - то есть понимает, что именно он слышит, видит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус, - тем быстрее он сможет развиваться.
Малыш постоянно спрашивает себя и окружающих: «Что это?» и «Какое оно?» Сейчас ему очень важно узнать, какого цвета солнце (травка и сотни других предметов и явлений), большое оно или ма¬ленькое, какой оно формы, можно ли его потрогать и т. д. Получив ответы на эти и многие другие вопросы, ребенок сможет представить себе разнообразные предметы, сможет их сравнивать, описывать их качества, систематизировать - таким образом постепенно развивается человеческий разум.
Впрочем, ребенок еще не готов к такой сложной умственной деятельности. Пока ему необходимо научиться различать цвета, определять форму предмета и его величину.
Чувственный опыт малыша - это основа познания окружающего мира. Чем лучше развито восприятие, чем точнее и естественнее образы мира, тем богаче чувственный опыт. Важно так организовать жизнь малыша, чтобы он (под вашим руководством) мог познакомиться с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками, звучанием родной речи. В первую очередь у малыша должны сложиться представления об основных цветах спектра - черном и белом, о пяти формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), двух разновидностях величины (большой и маленький). Затем постепенно можно переходить к другим цветам и признакам.
Игрушки двух-трехлетнего ребенка должны быть яркими, но не пестрыми. Полезно приобрести (или сделать вместе с ребенком) набор геометрических фигур, подобрать парные картинки, наборы предметов и предметных картинок, например, «посуда» и т. д.
Как же следует обучать ребенка? Психологи обнаружили, что, исследуя предмет и сравнивая его с другим, ребенок использует способ соотнесения объектов (например, все круглое - это мяч, а все, что в бумажке - это конфета). Малышу очень трудно усвоить названия цвета, формы, то есть связать сам предмет и слово, которое его обозначает (если эго круглое, то почему оно называется «шар», а не «мяч»). Вам нужно терпеливо исправлять ошибки, чтобы не допустить закрепления неправильного (неточного) понятия об этом признаке формы.
Лучше всего ребенок воспринимает и запоминает новые сведения, когда ему удается потрогать, поперекладывать предметы, которые с этими сведениями связаны.
Сначала научите ребенка соотносить однородные (почти во всем схожие) предметы по одному из признаков, затем - разнородные. После этого предложите малышу задачи на определение тождества и различия однородных, но раз¬ноцветных предметов; покажите, как можно группировать однородные и разнородные объекты по цвету.
Со временем можно заменить контрастные цвета более близкими цветовыми тонами, рассматривать сочетания цветов, выбирать цвета. Постепен¬но ребенок овладевает умением выбирать объекты двух указанных цветовых тонов из четырех, соотносить разнородные объекты по цвету. Очень полезно научить малыша рисовать красками - это формирует у ребенка отношение к цвету как к важнейшему свойству предмета. Играя с кубиками, пирамидками, кубами-вкладышами, ребенок учится соотносить объекты по величине и форме.
Малышу нужно объяснять и показывать, что предметы бывают твердые, мягкие, хрупкие, прочные, и т. д., причем не требуйте от малыша комментариев по поводу тех или иных качеств предметов, главное - это накопление впечатлений.
Дети на собственном опыте знакомятся со свойствами снега, льда, воды, с такими качествами, как легкий, тяжелый, горячий, холодный. Ребенок, даже очень маленький, может усвоить такие сложные свойства, как признаки состояний: например, созревшая ягода и зеленая ягода.
Твитнуть |