Энциклопедия
Сам себе режиссер
Снимаем домашний видеофильм
Практически любой из нас хоть раз в жизни держал в руках видеокамеру. Она давно уже превратилась из роскоши в предмет обыденный.
Она сохранит для нас на долгие годы во всей красе и заливистый смех крохи, и его самые первые шажочки, такие неуверенные и трогательные, и выступление на утреннике, и всевозможные праздники, поездки, путешествия. Одним словом, все то, что будет интересно просматривать снова и снова, показывать друзьям и хранить, как дорогую семейную реликвию.
Наши видеозаписи - это и есть семейный архив, семейная история, память. Значит, к домашней видеосъемке нужно подходить со всей ответственностью.
Это не правда, что хорошим оператором и режиссером нужно родиться. Да, безусловно, существуют некие врожденные способности. Но основа операторского мастерства - это знание техники и практика, практика, и еще раз практика. Чем чаще вы будете брать в руки камеру, чем больше будете снимать, чем критичнее отнесетесь к результатам своего творчества, тем быстрее ваши домашние видеофильмы превратятся в настоящие шедевры, которые будет не скучно смотреть и десятый раз подряд.
А это значит, что девиз известной телепередачи ("Я всегда с собой беру видеокамеру") должен стать и вашим девизом. Итак, нажимаем на кнопочку "Rec".
Основные правила съемки
Для начала вспомним самые основные правила видеосъемки. Это те самые "киты", без которых не получится хорошего видео. Возможно, они вам хорошо известны. Но лишнее повторение не помешает, так ведь? А вдруг, вы что-нибудь упустили из виду?
Включаем камеру
Прежде, чем это сделать, загляните в видоискатель и выберите самый удачный ракурс для съемки. Отойдите чуть дальше от объекта, подойдите ближе, измените угол съемки, подвигайте камерой вправо и влево. Может, имеет смысл присесть или, наоборот, залезть на какую-нибудь возвышенность (стул, пенек, дерево)? Только после этого начинайте съемку.
Не забываем камеру выключать
Этим обычно грешат новички. Увлекшись процессом съемки, они снимают все подряд без остановки, и даже то, что снимать совсем не собирались: свои ноги и землю.
Чтобы этого избежать, пользуйтесь очень простым правилом: снимайте эпизодами по 5-7 секунд. Исключение составляют сюжеты, которые должны быть непрерывными (например, выступление малыша на новогоднем утреннике или, скажем, интересный тост гостя за праздничным столом).
Практически это осуществляется так. Навели камеру, включили, отсчитали примерно 7 секунд, нажали на паузу. Повернулись, выбрали новый план, включили, отсчитали 7 секунд, нажали на паузу и т.д. Такая видеосъемка носит название "монтажной". Если вы научитесь снимать главное коротенькими эпизодами, вам потом не нужно будет почти ничего монтировать, а видео получится динамичным.
Долой дрожь!
Ничто так не испортит ваш фильм, как скачущее изображение. Современные бытовые камеры настолько маленькие и легкие, что их очень непросто держать неподвижно. Малейшее дрожание рук немедленно отразится на видео.
Правда, в некоторых моделях цифровых камер есть специальные стабилизаторы, которые снижают тряску. Но и они мало помогут, если вы не приложите определенных усилий.
Во время съемки важно следить за дыханием (оно должно быть ровным и спокойным) и принять удобную, устойчивую позу: ноги слегка расставьте и распределите вес тела равномерно, чуть-чуть отклонитесь назад. Левой рукой поддерживайте камеру снизу или сбоку. Если есть возможность, обоприте локти о какую-нибудь опору (например, стол).
А если вы увлеклись видеосъемкой всерьез, имеет смысл купить штатив. Конечно, снимать динамичные события со штатива сложно, а вот более спокойные сюжеты - самое то.
Двигаемся медленно
Вообще, с включенной камерой лучше двигаться поменьше. И поменьше двигать самой камерой. Если вы снимали, например, играющую кошку, а затем захотели запечатлеть малыша, с интересом наблюдающего за веселыми играми, не нужно быстро переводить камеру с кошки на ребенка. Выключите камеру, направьте в нужную сторону, а затем вновь включите.
Снимая панораму зимнего леса или обводя "взглядом" ребятишек на утреннике возле елочки, двигайте камеру медленно и плавно, без рывков и резких движений. Начните такой кадр и закончите его статической картинкой. То есть, включили камеру, задержались на пару секунд на мордашке крайнего малыша, плавно сняли всех карапузов и, прежде чем нажать на паузу, замерли еще на 2-3 секунды.
Если вам нужно одновременно двигаться и снимать, используйте перекрестный шаг: ноги ставьте не параллельно друг другу, а накрест. Таким образом можно шагать и вперед, и в сторону. Ваши усилия будут вознаграждены: перекрестный шаг частично компенсирует тряску камеры во время ходьбы.
Композиция - это важно!
Композиция - это расположение объектов съемки (люди, строения, деревья и т.п.) внутри кадра. И это не просто термин, а одна из самых важных составляющих хорошего фильма.
Здесь действуют те же законы, что и в фотографии. Думаю, не стоит напоминать, что камеру нужно держать строго параллельно линии горизонта. Это - раз.
Не обязательно помещать главного героя съемки исключительно в центр кадра, это - два. Но, при этом, не нужно его смещать и к краю кадра - это три.
Например, если малыш заинтересованно смотрит куда-то вправо, то кроху размещаем ближе к левой стороне кадра, оставляя свободное пространство для взгляда. Или ребенок на прогулке показывает вам рукой красивую сосульку на крыше. Не упирайте его ручонку в край кадра, иначе композиция потеряет всякий смысл. Снимите малыша с протянутым пальчиком, оставляя место впереди него. После этого будет логично снять крупный план самой сосульки.
Точно так же не нужно упирать головы героев съемки в верхний край кадра. Оставьте там немного свободного пространства, именуемого "воздухом". Для правильного построения композиции существует правило 1/3. Мысленно разделите видоискатель на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. А теперь старайтесь, что бы объект съемки располагался в центральной трети окошка, не смещаясь от линий вправо или влево, вверх или вниз.
И еще, четыре: не снимайте все и вся исключительно под прямым углом (а, чаще всего, так мы и снимаем). Этот ракурс удачен далеко не всегда, он делает видео плоским. Например, строения лучше снимать под углом в 45° - так лучше видна перспектива. Не стойте на месте, двигайтесь, ищите самые удачные ракурсы.
Трансфокатор - друг или враг?
Трансфокатором (или, говоря иначе, устройством для приближения и удаления объекта) без особой необходимости лучше не пользоваться. Если есть возможность подойти ближе к объекту съемки - сделайте это вместо того, что бы приближать объект при помощи оптики.
Чем большее увеличение вы используете, тем сильнее будет выдавать камера дрожь ваших рук. А цифровой zoom лучше вообще не использовать и даже отключить эту опцию. Ничего хорошего при такой съемке все равно не получится, разве только со штатива.
Умелое и умеренное использование трансфокатора может усилить эффект вашего видео. Но об этом чуть позже.
Передаем свои чувства
Какова ваша основная задача, как режиссера и оператора? Показать, что вы были там-то и там-то, видели то-то и то-то? Ответ неправильный.
Ваша задача - не просто отобразить событие, а выразить свои чувства, свое отношение к происходящему и донести все это до зрителя. Одним из способов достижения цели является съемка крупных планов.
Вообще, есть несколько разновидностей этих самых планов: общий, средний и крупный. На общем плане человек виден целиком. Если вы хотите показать необъятность, скажем, степи или заснеженного поля, снимите крошечного человечка или одинокое деревце на фоне всей этой бесконечности. Так у вас получится "очень общий план" (немного коряво, но именно так его и называют профессионалы).
Снимая людей, старайтесь не "обрезать" им ноги по колено и руки по локоть. Хотя, в некоторых динамичных сценах можно использовать так называемый "средневато-общеватый" план - "по колено". На среднем плане наш объект съемки будет запечатлен "по бедра" или "по пояс". А нижняя линия крупного плана пройдет по линии груди. Если же в кадре одно лицо или его часть (например, глаза и губы), то это уже "очень крупный план".
Все эти планы должны чередоваться между собой. Это придаст сюжетам динамизм. Основная ошибка "домашних" операторов - съемка только общих планов. В результате сюжет получается скучным. Не забывайте о крупных планах, особенно, когда снимаете малышей. Их глазенки, мимика, пальчики - все это непременно заслуживает внимания.
Попробуйте "следить" камерой за движущимися объектами: малыш съезжает на санках с горы или проносится мимо на коньках, шайба летит в ворота. Если вы научитесь водить камерой плавно, получится замечательный эффект.
Еще попробуйте использовать необычные ракурсы съемки. Подойдите к лежащему на снегу малышу и снимите его сверху. А потом уляжетесь рядом и снимите снизу высоченные стволы и переплетенные кроны деревьев (снимая, можно немного повернуть камеру по часовой стрелке) Попробуйте запечатлеть зимний лес, медленно двигаясь и держа камеру в опущенной вниз руке.
Приступаем к монтажу
Видеомонтаж - потрясающе захватывающее занятие, которое может увлечь всерьез и надолго. Практически любое отснятое видео нужно монтировать, чтобы получить интересный и законченный сюжет.
Уже практически канули в лету видеомагнитофоны и перезаписи с кассеты на кассету, наступила эра цифрового видео. Если у вас есть компьютер и вы еще не освоили премудрости компьютерного монтажа, имеет смысл с этим разобраться. Вы даже не представляете, какие необъятные возможности откроются перед вами.
Для новичков могу посоветовать программу Pinnacle Studio. И, хотя у нее есть свои недочеты, в целом она идеально подходит для любительского (и не только!) монтажа. Эта программа понятна интуитивно, здесь все просто. Она даст возможность обработать свои видеозаписи, убрать все лишнее, добавить музыку, звуковые эффекты и комментарии, вставить всевозможные видеоэффекты и "переходы" между сценами, добавить титры, бегущую строку, создать эффектное слайд-шоу из фотографий и многое другое.
Когда монтаж будет закончен, можно будет создать законченный фильм в любом нужном формате вплоть до DVD-диска с удобным меню. После записи такого диска сразу сделайте его копию и отложите в архив. К сожалению, "самописные" диски нередко портятся из-за недолговечности прописываемого слоя, и восстановить потерянную информацию бывает уже невозможно. Имея архивную запись, вы можете не опасаться подобных неприятностей.
Хорошая музыка - половина успеха
Это абсолютно верно! Непременно озвучивайте ваши видеосюжеты. Правда, подобрать подходящую музыку для своего фильма - задача не из легких, но оно того стоит. Что это будет за музыка, где и как она будет звучать - зависит от вашего сюжета и замысла. Здесь трудно что-либо посоветовать, но все-таки...
Какую музыку использовать? Любую, которая покажется вам подходящей. Для озвучки сюжетов с участием детворы подойдут детские песенки, мелодии из мультфильмов, классика в обработке. В домашнем видео здорово использовать песни и музыку из любимых кинофильмов. Очень мощный инструмент! Только пользоваться им нужно с осторожностью: зрители невольно будут сравнивать с оригиналом.
Сюжеты о путешествиях уместно озвучить национальной музыкой той страны или местности, где вы побывали. Советую постепенно собрать обширную аудиотеку самой разной инструментальной музыки. Никогда заранее не знаешь, что может подойти к тому или иному сюжету.
Всевозможные видеоклипы, где главное действующее лицо - природа, хорошо смотрятся с подходящей фоновой музыкой. Без нее будет скучно и не так эффектно. Подбирая музыку, не останавливайтесь на том, что "вроде бы подходит". Отберите несколько подходящих композиций, а потом выберите лучшую. Понятно, что настроение музыки должно соответствовать сюжету. Вряд ли картинка веселого и солнечного зимнего леса настраивает на минорный лад. Так что и музыку подберите "веселенькую".
Добавляя в фильм фоновую музыку, не убирайте полностью живой звук. Иначе видео будет выглядеть неестественным. Научитесь находить нужный баланс между фоном и основным звуком так, чтобы были хорошо слышны голоса людей, или чириканье птиц, или шум горной речушки, а фоновая музыка не мешала всему этому, а лишь дополняла.
Изменением интенсивности фоновой музыки можно добавить динамизма в ваш сюжет, подчеркнуть необходимые детали. Например, вы снимаете, панораму двора, где ваше чадо вместе с папой лепит снеговика. К этому видео при монтаже добавляем фоновую музыку - "Песенку про папу". В момент, когда начинается припев ("Папа может, папа может, все, что угодно..."), фоновая музыка становится громче, а на экране крупным планом папа, с усилием и азартом катящий большущий ком для снеговика.
Не упускайте из виду современные (и не очень) эстрадные песенки. Иногда их смысл замечательно подходит к сюжету. Можно попробовать "провести" песню через весь фильм, вставляя в подходящих местах кусочки самой песни и ее мелодию.
Снимая тот или иной сюжет, попробуйте заранее подобрать к нему подходящую музыку. Это подскажет вам, что именно и как нужно снимать.
Обо всем понемножку
Природа
Снимая природу, старайтесь выбирать только самые красивые виды. Помните, что важно не просто снять картинку, а передать зрителям ваше восхищение. А если вы не восхищаетесь, если вам самим это не нравится, зачем же тогда снимать?
Это один из тех случаев, когда трансфокатор поможет вам акцентировать внимание зрителей на самых интересных деталях. Например, вы снимаете кувшинки и лотосы в ботаническом саду (кактусы в оранжерее, грибы в лесу - не важно). Попробуйте такой прием. Наведите камеру на цветок, увеличьте его почти на весь экран (обязательно оставляйте по краям небольшую рамку, иначе композиция будет неуравновешенной). Затем включите камеру, задержите ее на 3 секунды на цветке и начните плавно и медленно отодвигать изображение в течение 3-4 секунд, а затем задержитесь в конечной точке неподвижно еще на 1-2 секунды. Нажали на паузу, выбрали лотос другого цвета, и повторяем тот же алгоритм от начала до конца.
Затем можно сделать все наоборот: снимаем панораму пруда, а после медленно увеличиваем самый красивый лотос и задерживаем на нем взгляд на 2-3 секунды. Когда вы расположите такие кадры один за одним и добавите музыку - будет смотреться здорово!
Одним словом, используйте zoom, как мощное средство привлечения внимания, но не злоупотребляйте им.
Автопутешествия
Путешествуя всей семьей на автомобиле (будь то поездка на загородный пикник или дальнее путешествие), снимите совсем чуть-чуть дорогу. С этих кадров потом будет начинаться ваш фильм. А, может, и заканчиваться ими под соответствующую фоновую музыку.
Снимайте через открытое окошко красивую природу, таблички с названиями, сделайте съемку сквозь лобовое стекло. Запечатлите водителя за рулем, снимите приборную панель, особенно спидометр. Интересно заснять и детей на заднем сидении, особенно, если они устроили веселую возню или спят.
Дети
Снимать маленьких детишек лучше на присядках - это ясно. Кому нужны сплошные детские макушки на видео? Еще интересно получается, если улечься на пол и снимать карапузов снизу вверх. Или так: вы лежите с камерой на снегу, а в сторону объектива бегут маленькие ножки-топотушки в сапожках.
Непременно снимайте малышей крупным планом. И даже очень крупным. Акцентируйте внимание на детских глазенках, на шаловливых ручках, на перемазанной в яблочном пюре мордашке. Например, ваш кроха пытается собрать свой первый пазл: как трогательно смотрятся его неумелые пальчики во весь экран (но все-таки не забываем о свободном пространстве по краям!)
Снимайте детей как можно чаще, а потом монтируйте сюжеты, оставляя только самые удачные кадры. Имейте смелость отрезать лишнее, хотя в случае с детворой это бывает очень нелегко.
Хорошей традицией может стать создание видеоколлажей к каждому дню рождения малыша. Делать это несложно: подбираем подходящую детскую песенку (например, мелодию из к-ф "Усатый нянь"), отбираем самые лучшие кадры за год, "вырезаем" из них 3-4 секундные сюжеты, располагаем друг за другом. Все, шедевр готов!
Попробуйте воспользоваться идеей Никиты Михалкова, который снимал свою дочь в разном возрасте, задавая ей при этом одни и те же вопросы. Через несколько лет у вас получится потрясающий рассказ о взрослении вашего малыша.
Если вы снимаете какое-нибудь событие, не нужно снимать все подряд, отображайте только самое интересное. Например, новогодний утренник совсем не обязательно отображать от начала до конца. Вернее, его можно снимать полностью, но потом, во время монтажа, убрать лишнее. Оставьте по одному куплету песенок, по кусочку каждого танца, самые интересные выступления малышей. Снимите чуть-чуть убранство зала, игрушки на елке, крупные планы малышей, их радостные мордашки.
А если ничего интересного не происходит? Ответ очевиден: нужно это организовать. Например, на семейной прогулке в лес предложите (или начните сами) игру в снежки (как вариант: бросание друг в друга шишками), а затем эту баталию заснимите. При помощи компьютерного монтажа ускорьте изображение, добавьте подходящую музыку (например, из "Операции Ы", где Федя гоняет Шурика по стройке) и, конечно, звуковые эффекты, всякие "бом", "бах" и "бух" при удачном попадании снежка.
Приходя в гости к друзьям и близким, не отказывайтесь посмотреть их домашнее видео. Людям будет приятно ваше внимание к их творчеству, а вам просмотр сослужит хорошую службу. Удачные находки вполне можно позаимствовать, а непрофессиональная съемка лучше любой умной книжки расскажет вам, "как не нужно снимать".
Чрезвычайно важно относиться к своим работам объективно и критично. И учится, совершенствоваться постоянно. Главный критерий хорошего домашнего фильма - внимание зрителей. Стремитесь к тому, чтобы ваши сюжеты были интересны не только вам самим и смотрелись от начала до конца с живым интересом и неослабевающим вниманием.
И еще. Берите с собой камеру всегда, даже на самые обыкновенные и ничем не примечательные семейные прогулки или вылазки. Нельзя заранее знать, что может приключиться. Так, пару лет назад самый обычный пикник на природе с друзьями из-за неожиданного ливня и размытой лесной дороги превратился для нас в незабываемое приключение. И, не будь под рукой камеры, видеоролик под названием "Адреналин-шоу" никогда не стал бы сюжетом № 1 нашей домашней видеотеки. Теперь мы смеемся над ним, а тогда было не до смеха. Правда, это уже совсем другая история...
Виктория Белобородова
Твитнуть |