Энциклопедия
Речь и речевое общение
Потребность в общении, освоение предметных действий требуют собственной активной речи ребенка. На основе речи развиваются обобщения, символическая функция мышления, т. е. способность к замещению реальных предметов и действий предметами-заместителями и языковыми знаками.
Однако за становлением речи лежит долгий путь развития и обобщения предметных действий (разные с одним и тем же предметом или одно и то же действие с разными предметами), парные игры («Ку-ку», «Катание шара» и др.).
Взрослый для ребенка - неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых все более важную роль играет слово. Стремясь к контакту со взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребенок откликается на побуждение использовать слово для достижения этих целей, инициативно высказывается сам. Взрослый поддерживает диалог, «чинит» его, достраивая однословные высказывания ребенка до полной грамматически оформленной фразы (Вася увидел шляпу: «Па-па-па!» Мама: «Да, это папина шляпа. Давай ее наденем»).
Ребенок активен в освоении языка. Стоящие за словом представления развиваются от понимания единичного сходства («ляля» - это и маленькая кукла в манеже, и большая на полке) к широким и все более точным обобщениям (сначала слово «киса» обозначает и кошку, и собачку, и шубку, и шапку, а затем только кошек и котят). При помощи одного и того же слова выражаются многообразные значения («мака» - это и «молоко», и «молоко в холодильнике», и «дай молока», и «стакан с молоком упал», и т. п.).
Постепенно ребенок учится составлять пока еще грамматически не оформленные двух-, а потом трехсловные предложения.
В 1 год-1 год 6 месяцев словарный запас ребенка составляет 30-40 слов. Высказывания состоят из однословных предложений. Еще преобладают неречевые средства общения (выразительные движения, непосредственный показ, контакт глаз, вокализация, мимика, жесты и др.). Ребенок понимает смысл бытовых ситуаций и используемой в них речи.
В 1 год 6 месяцев-2 года словарный запас возрастает до 200-300 слов. Высказывания представляют собой двух-, трехсловные грамматически не оформленные фразы. Речевое общение становится ведущим в ситуации непосредственного взаимодействия ребенка и взрослого.
К концу второго года появляются первые грамматические формы («Катя кусит касю» значит «Катя кушает кашу» и т. п.). Увеличивается словарный запас ребенка.
На третьем году жизни развитие речи происходит в связи с расширением круга функций, прежде всего налаживанием взаимодействия и взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми (коммуникативная функция речи), познанием окружающего мира (интеллектуальная функция). Ребенок осваивает основную форму речевого общения - диалогическую. Он учится инициативно высказываться, задавать вопрос, ожидать ответа, сам отвечать, обращаться к окружающим с просьбами и предложениями.
Ребенок пользуется словами для выражения желаний, чувств, мыслей, для достижения желаемых результатов. Однако используемые ребенком слова весьма несовершенны в фонетическом отношении и выражают широкий спектр смыслов. Интерпретируя их и адекватно реагируя словом и предметными действиями, взрослый налаживает взаимопонимание, обогащая, таким образом, язык ребенка.
Проявляя инициативу, ребенок выступает как субъект общения, как равноправный партнер. Стремление быть понятым, добиться выполнения своих желаний заставляет ребенка учиться говорить правильно. Общение со сверстниками в этом возрасте помогает установить эмоциональный контакт и привлечь внимание к своей личности: играя рядом, дети сопровождают речью свои действия, но прямо к партнеру пока не обращаются.
В это же время зарождается активная ориентировочная деятельность ребенка в языковой среде. Она проявляется в разнообразных играх со звуками, возникающих под влиянием радостных переживаний («песенки-шумелки»), и в элементарном словотворчестве («гольфы-мольфы-барабольфы», «а снеги сегодня высокие», «алёнок», лосих» и др.).
При благоприятных условиях к концу третьего года жизни в общении со взрослым дети понимают и выражают в речи свои впечатления, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Они начинают высказываться о прочитанной им книжке, сказке, на темы из прошлого опыта (воспоминания о поездке в деревню, о подарках Деда Мороза и др.).
Твитнуть |