Авторизация на сайте

Энциклопедия

Ребенок от рождения до года

Новорожденный ребенок - беспомощное существо, полностью зависящее от нас, взрослых. Врожденные органические потребности ребенок не может удовлетворить без взрослого. Криком, плачем или спокойным поведением он постоянно сигнализирует нам о своем состоянии.

Спокойное или жизнерадостное состояние ребенка во время бодрствования, глубокий и своевременный сон, нормальные показатели физического развития свидетельствуют об удовлетворении взрослыми его физиологических потребностей.

Однако малыш от рождения нуждается не только в физиологическом комфорте, но и психологическом. То есть малыш испытывает потребность во внимании, ласке, любви взрослых, в первую очередь матери. Все больше данных свидетельствует о том, что с первых минут появления на свет ребенок нуждается в близости матери. Первое не отсроченное кормление, приложение его к материнской груди благотворно действует на последующее не только физическое, но и психическое развитие малыша и является хорошей основой дальнейшего развивающего взаимодействия матери и ребенка.

С первых дней жизни ребенок нуждается в ласковом, спокойном обращении с ним. Оно проявляется в первую очередь в физическом контакте (прикосновении, поглаживании, ритмичном похлопывании и т. п.). Ласковый разговор с малышом, улыбки взрослого, физический контакт - все эти способы воздействия на ребенка как бы заранее предвосхищают, программируют подобный же человеческий отклик малыша на общение. Такое опережающее воздействие взрослого крайне необходимо малышу с первых минут появления его на свет.

Согласитесь, что потребность во внимании, ласке сохраняется у человека на всю жизнь. Ласковое отношение к ребенку - условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это является основой его последующей активности.

Итак, вы начинаете общаться с крохой с момента появления его на свет. Однако он не сразу начинает общаться с вами. Но уже в течение первого месяца жизни (период новорожденности) ребенок выделяет из окружающего его мира лицо человека, ваше лицо. Сначала сосредоточение на лице матери, затем улыбка.

Улыбка может появиться рано, на первом месяце, но она не обращена к человеку, никому не адресована и называется физиологической. К концу первого месяца жизни младенец начинает улыбаться взрослому. Улыбку, обращенную к взрослому в ответ на его воздействие, психологи расценивают как первую социальную реакцию ребенка. Это своеобразное сообщение взрослому, что он испытывает удовольствие от его присутствия и действий.

Что может быть прекраснее этой первой улыбки, первой детской радости, первого чувства любви к вам! Хотите пережить эту радость взаимного общения? Тогда не оставляйте своего малыша одного надолго, разговаривайте с ним, улыбайтесь, поглаживайте, пойте песни, читайте стихи - любите своего ребенка.

Вам кажется, что малыш вас не понимает? Конечно, ваш кроха не понимает, что вы ему говорите, но он очень хорошо чувствует ваше отношение к нему. Ласковый голос, улыбка, поглаживание, ритмичное постукивание вызывают у малютки чувство безопасности, защищенности, эмоциональное благополучие. На этой основе появляется потом доверие к взрослому, оформляется потребность в общении. Таким образом, общаясь с малышом, важно заметить и поддержать эту первую социальную реакцию ребенка на взрослого - улыбку.

Если в первые недели жизни общение взрослого с ребенком преимущественно в физических контактах, соприкосновении, то уже в конце первого месяца роль физического соприкосновения становится не главной, а фоном других способов общения - с помощью мимики, вокализаций. Улыбка, появляющаяся в конце первого месяца,- это хотя и социальная, но еще не инициативная реакция ребенка, а ответная (реактивная).

Примерно к трем месяцам (4-8 недель) появляется более сложная ярко выраженная реакция ребенка на взрослого, в которой сочетается улыбка, гуление, сосредоточение на лице взрослого и быстрые интенсивные движения ручками и ножками (вскидывание ручек, перебирание ножками) - это так называемый комплекс оживления.

Вспомните ваш диалог с малышом. «Мы сейчас пойдем гулять. Мы встретим папу. Мы купаемся» и т. п. Вы говорите слово «мы», несмотря на то что ребенок не выполняет эти действия сам. Важно, что вы рядом, вместе с ним, вы едины.

Личностные проявления характеризуются инициативной активностью ребенка, то есть действиями, возникающими по его инициативе. Ребенок постепенно от реактивных, ответных способов действия переходит к активным, направленным на привлечение внимания взрослых и удержания их около себя.

По данным психологов, оказывается, что инициативную активность малыша можно стимулировать.

Замечено: когда взрослый активен в общении с ребенком, малыш удовлетворен этим и отвечает на такое общение улыбкой, гулением, активными движениями и т. п. Если малыш привык к такому общению, почувствовал вкус к вниманию и ласке взрослого и уже испытывает потребность в этом, то взрослый может быть иногда и менее активен. Например, он появляется в поле зрения малыша, но не разговаривает, не улыбается. Тогда ребенок, не удовлетворенный наличным общением, становится более активным: улыбка - более живая, движения - более интенсивные, гуление - более громкое. То есть ваш малыш проявляет инициативу и активно призывает вас к общению (при условии, что он привык к общению с вами, ждет его, но не дождался вашей активности). Как видите, у крохи уже начинает проявляться ценнейшее качество, характеризующее личность,- инициативность. Вам важно осознать это и всемерно стимулировать в общении проявление инициативной активности ребенка, а не только ответной (реактивной).

Итак, с появлением комплекса оживления ваш малыш подрос, кончился период новорожденности, наступила новая стадия развития - стадия младенчества (до года).

Общение продолжается, но оно стало взаимным и получило название «непосредственно-эмоциональное». В центре внимания взрослого, матери - ребенок, а ребенок, выделив вас из окружающего его мира, впервые пытается воздействовать на вас: у него появляются выразительные эмоциональные голосовые звуки, обращенные к взрослому: призыв, хныканье. Малыш как бы сообщает, что вы ему нужны сейчас, он вам доверяет, он хочет общаться с вами.

Ваше общение с малышом на положительном эмоциональном фоне стало для него самоценным. И сейчас, и в последующие годы оно является условием его физического и психического здоровья, хорошего эмоционального состояния. Ученые определили, что на протяжении всего первого года жизни крохи непосредственно-эмоциональное общение - ведущий вид деятельности. Поэтому дефицит общения, особенно, в этот период сказывается отрицательно на развитии ребенка. Доказано, что отрыв ребенка от матери в первые годы его жизни негативно влияет на развитие эмоциональной, познавательной сферы, речи, вызывает в целом задержку психического развития. В последующие периоды жизни человека это может быть одной из причин его повышенной тревожности, неуверенности в себе, замкнутости, агрессивности и других негативных проявлений. Поэтому не бойтесь избаловать ребенка излишним общением. Оно не бывает излишним, но меняется его содержание, характер. В чем это проявляется?

В первом полугодии в центре внимания малыша вы, близкий человек. Его привлекает ваш голос, улыбка, он следит за передвижением предметов, которые вы ему показываете, сосредоточивается на звуках. Малыш пытается привлечь ваше внимание голосом: гукает, гулит, лепечет. Такое общение называется «ситуативно-личностное», в нем реализуется отношение «ребенок - взрослый». Во втором полугодии меняется характер общения с малышом. Вы по-прежнему ему интересны, вы - главный мотив общения, но постепенно ему становится интересным мир предметов, которые его окружают. Поэтому и общение со взрослым несколько меняется, оно возникает по поводу предметов. Это происходит не сразу.

Вот малыш, благодаря вам, научился сосредоточивать взгляд на предметах (погремушках), ручка его разжалась (она была сжата в кулачок). Теперь, увидев заинтересовавший его предмет, малыш тянется к нему и пытается схватить, сначала безуспешно, а потом все более точно направляя руку. Процесс хватания предмета, как отмечают психологи, имеет огромное значение для психического развития ребенка. Научившись схватывать предметы, малыш может более свободно манипулировать ими, исследуя их. Вы общаетесь с ребенком, играя вместе с ним игрушками (волчок, погремушки и пр.).

Изменение характера общения сопряжено с появлением у детей предметных действий - манипуляций. Эти действия еще доорудийные, то есть ребенок не действует с предметами в соответствии с их функциями, назначением (он их ощупывает, бросает, берет в рот и т. п.). Позднее, как отмечают ученые, появляются элементарные результативные действия (передвигает предметы - игрушки, выбрасывает из манежа), к концу года действия все более соответствуют назначению предмета и становятся более разнообразными и совершенными (нанизывает, вкладывает, открывает и т. п.). Ваш малыш занят интересным для него делом.

Совместные предметные действия опосредуют процесс общения. Взрослый подает малышу игрушки, придвигает их, сам с ними действует (погремушкой гремит, взявшись за ручку; шарики складывает в коробку и т. п.). Он демонстрирует ребенку эти действия с предметами, выполняет их вместе с малышом. Такое общение получило название «ситуативно-деловое». При этом взрослый по-прежнему остается в центре внимания малыша, ребенок по-прежнему жаждет обратить на себя внимание (выбрасывает из кроватки игрушки, чтобы взрослый подал ему, и снова бросает и т. п.). Он как бы втягивает взрослого в совместные игры, используя целый ряд инициативных действий (улыбку, вокализации, движения, позы, предметные действия).

Малыш ждет при этом одобрения и ответных действий. Вашему крохе сейчас важно, чтобы вы не только присутствовали при его делах, но участвовали в них, хвалили его за успехи, помогали, когда ему трудно. Постепенно обогащаются и способы общения ребенка с вами. По-прежнему, то радуясь, то огорчаясь, малыш мимикой и голосом как бы объясняет вам, удовлетворяет ли его общение с вами. Эмоциональные реакции при этом не только яркие, но и все более разнообразные. В зависимости от успешности общения он выражает удовольствие, радость, огорчение, обиду и т. п.

Итак, во втором полугодии общение ребенка и взрослого становится предметно-опосредованным, то есть на смену отношению «ребенок - взрослый» приходит отношение «ребенок - предмет - взрослый».

Личностный контакт со взрослым влияет на успешность освоения ребенком предметных действий. Если взрослый персонально обращается к ребенку, одобряет желательные действия, то есть удовлетворяет потребность во внимании и одобрении, это влияет на успешность совершенствования предметных действий, а значит, и на общее психическое развитие.

При таком общении постепенно дифференцируется отношение ребенка к взрослому. Оно зависит от того, как проявляет себя взрослый в совместных предметных действиях. Малыш радуется взрослому, который с ним интересно играет, стремится продлить общение с ним.

Ребенок во втором полугодии жизни по-прежнему нуждается в ласке, внимании и одобрении взрослого. Малыш не только оценивает другого человека и по-разному реагирует на людей, но и выясняет отношение взрослого к себе.

Внимание, ласковое отношение взрослого к ребенку, одобрение его достижений в овладении предметными действиями (манипулятивными и некоторыми орудийными) вызывает у него не только состояние эмоционального комфорта, чувства доверия к взрослому, безопасности, но и чувства собственной значимости для взрослых. Все это - условия становления у ребенка образа себя, осознания своего «Я», без этого невозможно развитие личности.

Проявления предпосылок становления образа себя обнаруживаются у детей рано. Так, наблюдения психологов за детьми в опытах с зеркалом показали, как малыш в 2-3 месяца начинает замечать свое отражение в зеркале, радуется ему. К 6 месяцам он пытается активно исследовать отражение (трогает ручками и т. п.). После 6 месяцев пытается действовать перед зеркалом и соотносить отражение с действиями. Малыш как бы делает для себя открытие, действуя с этим необычным предметом. К концу года, уже зная особенности зеркала, ребенок может разглядывать себя, варьировать мимику и т. п. А на втором году жизни действия малыша перед зеркалом («ряжение») - одна из любимых игр. В действиях с зеркалом как бы отражается постепенно нарастающий интерес ребенка к себе, своей внешности, возможностям действовать.

Общение к концу года становится все более богатым по содержанию, разнообразным по способам и все более развивающим ребенка. Малыш постепенно отделяется от вас. Ребенок становится все более активным, инициативным и в общении, и в действиях с предметами. Расширяются его физические возможности (ползает, начинает ходить, действия с предметами все более уверенные и разнообразные). Все это вызывает у ребенка стремление к более активному освоению пространства, предметов, его заполняющих.

Именно в этот период взрослым хочется все убрать с его дороги, подвесить на недосягаемую высоту, закрыть на ключ и т. д. Нам хочется оградить привычный нам мир вещей от разрушения, ребенка - от травм. За ним нужен, как говорится, глаз да глаз. Малыш настойчив, он требует свободы, а мы его ограничиваем. По мнению некоторых психологов, к концу первого года жизни у детей в ответ на наши запреты и замечания появляется еще большая настойчивость в действиях, некоторое противопоставление себя взрослым. При этом психологи используют термин «кризис первого года жизни».


 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Бут-оператор
А. Нютка, Кисловодск
Всё видео