Энциклопедия
Развитие связной речи
Ребенка необходимо специально учить выделять в предметах и явлениях наиболее существенные стороны, устанавливать связи, обозначить их словом.
Для развития связной речи полезно читать ребенку книги и рассказывать различные истории. Двух-трехлетние малыши с удовольствием слушают рассказы и сказки и, подражая взрослым, пытаются комментировать собственные действия.
Мы предлагаем вашему вниманию несколько советов и полезных упражнений:
• Рассказывайте ребенку сказки («Репка», «Колобок»), показывая картинки, на которых изображены персонажи. После того, как малыш выслушал сказку, повторите ее еще раз вместе с ребенком - пусть он договаривает слово, фразу.
• Читайте малышу, старайтесь удерживать его внимание на книге в течение 5 минут. Закончив читать, задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять, понял ли он содержание. Если малыш не хочет вас слушать, выберите момент, когда он спокойно играет, и почитайте ему, не концентрируя его внимания на книге.
• Читайте малышу каждый день в одно и то же время. Никогда не представляйте чтение как нудную обязанность, наоборот, пусть это будет вам приятно и интересно. Пусть малыш сам выбирает книжку и сказку или рассказ в ней.
• Иногда ребенку трудно сосредоточиться на книге. Попросите его послушать хотя бы несколько минут - заведите будильник или поставьте песочные часы на 1-2 минуты. Если малыш слушает внимательно до истечения времени, похвалите его. А время нужно постепенно увеличивать.
• Читайте с удовольствием, выразительно. Выбирайте время, когда вы и ребенок можете расслабиться, действительно заинтересоваться чтением, например, перед сном.
• Показывайте малышу по ходу чтения иллюстрации, поощряйте желание ребенка нарисовать каких-то персонажей, описывать уже нарисованные картинки.
• Разрешайте ребенку держать книгу и переворачивать страницы, вставлять в знакомый текст отдельные слова, словосочетания, заканчивать слова.
• Записывайте придуманные малышом истории и читайте их ему; просите ребенка сочинить свой рассказ или закончить чью-то историю по известному началу.
Выбирая книгу для ребенка:
- старайтесь подбирать текст, доступный возрасту малыша;
- иллюстрации должны быть понятны ребенку и не слишком перегружены деталями;
- содержание должно быть понятно по картинкам;
- книга должна не только развлекать, доставляя удовольствие, но и развивать (закреплять произношение звуков, расширять кругозор), воспитывать, обогащать словарь ребенка.
«Можешь ответить»
• Занимаясь какими-то домашними делами, спрашивайте малыша о характере этих действий: «Как мы подметаем пол?», «Как мы моем чашки?» Если ребенок не отвечает или жестикулирует, ответьте сами, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы. Ответ должен состоять из 2-4 слов.
• Когда малыш чем-то занят, спросите его, что он делает. Когда он закончит, спросите, что он делал. Попросите ребенка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном.
• Во время чтения сказки попросите малыша описать какую-нибудь иллюстрацию, а после прочтения предложите ему пересказать сказку (сначала с помощью иллюстраций, а потом без них).
• После выполнения каких-то действий (например, прогулки) попросите малыша рассказать вам о том, что он делал. Потом можно попросить рассказать, что он делает сейчас.
• Предложите ребенку послушать историю в картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а остальные - просто кучкой; повторяя вновь свой рассказ, попросите ребенка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу рассказать историю по картинкам. Можно помогать вопросами: «Что случилось потом?»
• Играя с ребенком, поощряйте его желание комментировать игровые действия. В игре малыш накапливает опыт выполнения разнообразных движений и действий, испытывает различные переживания - и все это стремится выразить с помощью слова. С этой поры слово прочно входит в жизнь малыша, влияет на его поведение и развивает способности к познанию.
Твитнуть |