Энциклопедия
Развитие силы голоса и темпа речи
Приведенные ниже игры и упражнения помогут вашему ребенку научиться регулировать силу голоса и темп речи.
«Громко-тихо»
Приготовьте парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки, барабаны, дудочки - игрушки, звук которых можно имитировать). Покажите ребенку двух собачек со словами: «Большая собачка, громко лает: "Ав-ав!" Как лает большая собачка? Ребенок громко произносит: «Ав-ав!» «А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав!"» Ребенок тихо произносит: «Ав-ав!» Теперь уберите собачек и предложите ребенку сказать «ав-ав», когда покажете собачку, причем напомните, что лают собачки по-разному.
«Позови»
Приготовьте игрушечных животных: мишку, зайца, белку. Расставьте их в 2-3 метрах от малыша и предложите позвать игрушки в гости. Продемонстрируйте: «Зайка, иди!» Ребенок будет звать «гостей», а вы следите, чтобы он звал игрушку громко, но не кричал.
«Кукла спит»
Приготовьте куклу с закрывающимися глазами, кровать для нее, мелкие игрушки (кубик, мячик), а также коробку для игрушек. Поставьте коробочку на кроватку со спящей куклой и предложите помочь убрать игрушки так, чтобы не разбудить куклу. Ребенок тихо называет игрушку, которую вы кладете в коробку.
«Кто как кричит»
Приготовьте либо картинки, изображающие дерево, забор, птицу, птенца, кошку, котенка, или такие же игрушки разных размеров. Расскажите малышу, как вы слышите голоса животных и птиц, и попросите ребенка имитировать голоса. «Птенчик сидит на дереве, пищит. Как он пищит?» Ребенок тоненько говорит: «Пи-пи-пи». «А вот прилетела мама-птичка и пищит. Ребенок повторяет не так тоненько: «Пи-пи-пи» и т. д., дифференцирует голоса персонажей, понижая и повышая голос, имитируя звуки громче и тише.
«Дует ветер»
Приготовьте 2 картинки: на одной ветер качает травку, на другой - раскачивает деревья. Малышу, сидящему на стуле, показывайте картинки со словами: «Дует легкий ветерок, колышет траву. Он дует тихо: «У-у-у» (произносите тихо и длительно). А вот подул сильный ветер: «у-У-У» (произносите громко и длительно). Ребенок повторяет за вами, как гудит легкий и как сильный ветер, соблюдая ту же силу голоса.
Для того чтобы ребенок мог контролировать силу голоса (громкость), можно использовать следующие упражнения:
- Выразительно прочитайте малышу интересную историю. Потом предложите ему рассказать вам часть истории, используя те ваши интонации, которые он запомнил.
- Объявите громкую речь «уличным голосом», а тихую «домашним». Входя и выходя из дома, меняйте громкость голоса, и предложите это делать ребенку.
- Прошепчите малышу на ухо «секрет» и предложите ему тоже пошептать вам что-то в ответ.
- Покажите малышу картинки, на которых изображены различные ситуации: в одних можно говорить громко, в других - тихо. Например, «мама спит», «девочка поет»». Предложите ребенку распределить картинки на «тихие» и «громкие».
Твитнуть |