Энциклопедия
Развитие речи от года до двух лет
От года до двух лет ребенок очень восприимчив к усвоению речи. До полутора лет малыш гораздо лучше понимает речь взрослого, чем говорит сам. Он уже знает названия многих игрушек, одежды, частей тела, лица, предметов домашнего обихода; хорошо запоминает названия действий, с которыми часто встречается в повседневной жизни. Если вы, укладывая ребенка спать, умывая его, одевая, каждый день повторяете одни и те же слова («Дай ручку», «Ложись бай-бай», «Есть» и т. д.), малыш быстро выучит эти слова.
Играя с малышом, используйте слова-инструкции: «Дай», «Принеси» и т. д. При этом объясняйте словами, что именно нужно сделать (дать, принести), иногда полезно подкреплять объяснение жестами. Старайтесь говорить с ребенком четко, немногословно, так, чтобы малышу стало ясно, что данное слово обозначает именно этот предмет.
Ребенок в возрасте от одного года до года шести месяцев любит подражать звукам, а также повторять слова за взрослыми. Малыш с удовольствием играет словами, произносит выдуманные им слова - например, создает упрощенные слова из начальных звуков слова. Часто какой-нибудь слог означает не один определенный предмет, а несколько разных, но в чем-то похожих предметов. Так, малыш называет «кыс» не только кошку, но и все пушистое.
Темп развития речи у детей разный: одни начинают говорить раньше, другие позднее. При этом скорость овладения словом зависит и от внимания взрослых, которые окружают малыша, и от индивидуальных особенностей ребенка.
Однако, если малыш будет предоставлен самому себе, то и речь его будет развиваться медленно. Необходимо как можно чаще общаться с ребенком, играть с ним, беседовать. Большую роль в развитии речи играет тренировка голосового аппарата ребенка.
На втором году ребенок четко произносит гласные звуки: [а], [о], [у], [и]. С согласными дело обстоит сложнее - малыш предпочитает пользоваться более простыми по артикуляции звуками: ряд твердых согласных заменяет мягкими, звонкие согласные - глухими, а некоторые согласные просто не использует.
Твитнуть |