Энциклопедия
Развитие речи детей на третьем году жизни
Условно этот период можно назвать «Меня понимают все». Что это значит? Функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством его общения с детьми. Чем это определяется? Каковы особенности развития речи в данном возрасте? Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка (получить игрушку, поделиться своими радостями и многое другое) оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи (очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложе¬ние и т. д.).
Речь становится средством познания окружающего, продолжа¬ет обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо по¬нимает все, о чем говорит с ним взрослый, что касается его непо¬средственного окружения, связано с его переживаниями. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет и т. д., то есть начинает формироваться планирующая функция речи. Ребенок может заранее сказать, что он будет рисовать или строить, и по-своему рассказать об этом. Планирующая функция речи, прежде всего, появляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании), и она очень важна для общего умственного развития.
На третьем году малыш может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого, что, безусловно, обогащает его знания и речевой опыт.
Как можно чаще читайте детям сказки, потешки, стихи. Вот где представлено богатство русской речи! Им доступны и интерес¬ны такие русские сказки, как «Колобок», «Три медведя», «Машень¬ка и медведь», «Волк и семеро козлят» и др. Обратите внимание ребенка на меткое народное слово в этих произведениях. Имейте в виду, что мультики не дадут того, что дает книга. Все, что ваш малыш воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи, возникает описательная речь, речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка.
Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (мышление, память, внимание, воображение). Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что видит, с чем действует).
Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Причем основой обобщения являются качества, свойства и функции предметов, животных и людей. В этот период, во второй половине третьего года жизни, дети начинают задавать огромное количество вопросов, что также свидетельствует о развитии речи и мышления.
Родителям следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные, понятные ответы. Первые вопросы ребенка очень просты, они в основном о предметах и лицах, которые непосредственно его окружают. Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем его новыми словами.
Поддерживая диалог с ребенком, мы открываем ему возможность общения со взрослыми, которое является для него не только средством приобретения знаний, но и источником радости. На это указывают многие психологи и педагоги. Но простую истину, что общение взрослого с ребенком является или, во всяком случае, должно быть уже с ранних лет и на протяжении всего детства не только источником знаний, но и большой радостью, не все родители, к сожалению, в достаточной мере понимают.
Можно и нужно рассказать ему о нем самом и близких людях (как зовут, чем занимаются, конечно, в самой доступной форме); о том, что он видел на улице или в детском садике; рассказать о курочке, коровушке, о зайчике, живущем в лесу, о белочке с длинным пушистым хвостом, о медведе, спящем всю зиму, и еще о многом другом. Говорить с ребенком надо простым и понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.
Все, что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к малышу, должны быть хорошо ему известны. Идти таким путем - значит, не обогащать его речь и ум. Наоборот, советуем время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых, в круг рассказов о знакомом понемногу вкрапливать что-нибудь занимательное о том, что он видел на картинке или, что дошло до него понаслышке. Само собой разумеется: все новое, что мы сообщаем ребенку,- будь то новое слово или новое знание о природе,- должно соответствовать уровню его развития и понимания, идти навстречу его интересам, накладываться на то, что ему уже известно. Как этого добиться? Путь простой, но не очень легкий. Новое надо уметь объяснить с помощью знакомых слов, понятных выражений, изображений на картинке. Одним словом, в новом малыш должен увидеть уже знакомое ему, тогда и это новое предстанет перед ним с большей наглядностью.
В этом возрасте формируется описательная развернутая речь детей - речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлений ребенка, с ростом его самостоятельности. И здесь роль взрослых особенно велика! Родителям следует знакомить малыша с примерами такой речи, ее эталонами, чаще рассказывать сказки, читать стихи, небольшие рассказы вместе с ребенком.
И еще одно важное достижение в развитии речи детей данно¬го возраста - это словотворчество.
Классические примеры детского словотворчества приводит К. И. Чуковский: стрекоза - «стрекозел», морщинки на лбу - «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаронился», «глазки выньми», «журчей»... Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а вот вытонула». Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть - не то, что утонуть, это утонуть на время, чтобы, в конце концов, вынырнуть. К. И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия к тому, чтобы путем анало¬гии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой грудной повседневной работе. Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства. Прочитайте его книгу «От двух до пяти», в ней очень много полезных советов родителям.
Очень большое значение для развития речи детей имеет практическая деятельность. Вы, наверное, замечали, что в этом возрасте ребенок много играет, рисует, конструирует из кубиков, трудится. Двухлетний малыш все больше играет самостоятельно, а чуть позже берет на себя роль мамы, папы, шофера и др. При этом много говорит со своими игрушками, сам с собой. Это следует всячески поощрять. Очень полезно, если и вы сами будете играть с детьми. Во время ваших совместных разговоров ребенок услы¬шит много слов, легко запомнит их и, уверены, повторит затем в самостоятельной игре. В каждой совместной с ребенком деятельности старайтесь предусмотреть ситуации, которые незамет¬но для малыша вовлекают его в речевое общение. Ребенок ищет сотрудничества со взрослым. Помогите ему.
Организуя какую-либо деятельность ребенка, родителям следует помогать ему вступать в речевой контакт со сверстниками: «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик (совочек), поиграйте вместе».
Итак, на третьем году жизни значительно совершенствуется активная речь ребенка. Обобщим основные направления ее со¬вершенствования.
· Очень быстро растет словарь (до 1200-1500 слов). В речи детей появляются глаголы, причем они могут употребляться в прошедшем и будущем времени. Это уже результат становления практической деятельности самого ребенка (игра, рисование, труд), в которой он больше всего сопровождает свои действия словами. Кроме глаголов и существительных, в речи детей широко представлены местоимения (личные и притяжательные: я, мы, мой, твоя и т. д.). Дети начинают пользоваться предлогами, в их речи увеличивается количество прилагательных и наречий. Это позво¬ляет им оформлять свои мысли, выражать их предложениями.
· Начинает оформляться грамматический строй детской речи, хотя она и состоит преимущественно из простых повествовательных предложений. Дети уже нередко пользуются восклицаниями, вопросами, выражая свою мысль не только интонацией, но и словами. Все чаще они обращаются к взрослым с вопросами. Появляются сложные предложения с предлогами и союзами, но с чисто детской конструкцией («Что ли пойдем гулять?»).· Развивается эмоциональная выразительность речи, умение слушать и рассказывать небольшие стихотворения, потешки, сказочки, рассматривать картинки в книге, говорить о них.· Формируется умение вежливо здороваться, прощаться, бла¬годарить, обращаться с просьбой.
Все это, безусловно, влияет на развитие личности ребенка. Он начинает гордиться своими успехами, становится более самостоя¬тельным.
Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям. Это нор¬мальное явление, если родители с первых месяцев жизни ребенка занимаются с ним, общаются. Родителей должно насторожить, если малыш в этом возрасте почти не говорит или говорит ма¬ло, употребляет лишь простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи, необходимо выяснить его причины.
Специалисты выделяют три основные:
· заболевание ушей и носоглотки, а также другие тяжелые заболевания; · органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью; · недостатки воспитания, когда ребенок растет «запущенным», ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.В первых двух случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу, чтобы своевременно начать соответствующее лечение. Нельзя забывать, что, чем дольше длится отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.
Итак, к трем годам ребенок легко и свободно говорит, если все условия первых лет его жизни благоприятствуют этому. Напомним эти условия:
· Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах дея¬тельности и как следствие - доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.· Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.· Высокая культура речи взрослых: родителей, близких людей и др.· Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребенка.· Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. · Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.· Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
Твитнуть |