Энциклопедия
Развитие речевого дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
• Речевое дыхание, в отличие от неречевого (автоматического), является произвольным.
• При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
• При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются:
1. вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения;
2. путем подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений.
• дутье через соломку в стакан с водой;
• надувание воздушных шаров;
• дутье на разноцветные вертушки;
• игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
• пускание мыльных пузырей;
• дутье на одуванчики весной.
При всех этих забавах ребенок непроизвольно учиться делать вдох через нос и выдох через рот. Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания.
Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:
1. вдох и выдох через нос;
2. вдох и выдох через рот;
3. вдох через нос, выдох через рот;
4. вдох через рот, выдох через нос.
А еще интересно "тянуть" гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напоминать ребенку сделать вдох носом и начинать "пение" на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.
Успехов вам в ваших занятиях - играх!
Твитнуть |