Энциклопедия
Развитие речевого дыхания
Важнейшее условие правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Губы, язычок малыша должны быть подвижными, а их движения точными.
Упражнения для губ:
• Покажите малышу, как гудит паровоз, произнесите звук [у]. Губы у вас будут вытянуты трубочкой. Попросите малыша сделать то же самое.
• Произнесите звук [н], губы у вас растянутся в улыбке. Попросите малыша сделать так же.
• Вытяните губы трубочкой и подуйте на бумажку. Предложите малышу повторить это движение за вами.
• Поставьте перед ребенком игрушечную лошадку. Объясните малышу, что лошадка умеет разговаривать. Покажите, как фыркает лошадь. Попросите малыша сделать так же.
Упражнения для языка:
• Обратите внимание ребенка на то, как кошка лакает молоко. Покажите, как она это делает (откройте рот и производите движения языком вперед и назад). Попросите ребенка сделать то же самое.
• Покажите ребенку настенные часы с маятником. Обратите его внимание на то, как движется маятник - вправо-влево. Покажите, что язык тоже может двигаться, как маятник, вправо-влево. Попросите малыша сделать то же самое.
• Дайте ребенку лошадку. Объясните, что, когда лошадка ходит, она цокает копытами. Покажите ребенку, как можно имитировать звук копыт (присасывайте язык к небу и отпускайте его). Предложите малышу повторить это упражнение.
• Попросите малыша повторить следующее упражнение: высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.
«Снежинки»
Дайте малышу маленький кусочек распущенной ватки. Объясните: «Это снежинка. Она летает, если подует ветерок». Сдуйте ватку с ладони и предложите ребенку подуть на «снежинку». Обратите внимание ребенка на то, что дуть нужно ртом, округленными губами, спокойно, плавно, а вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.
«Ветерок»
Вырежьте из зеленой бумаги 5-10 узких полосок и кончики приклейте к карандашу или картонной полоске, объяснив ребенку, что это «дерево», на которое сейчас подует «ветер». Подуйте и обратите внимание ребенка на колыхание листочков. Предложите ребенку подуть. Обсудите с ним, какой был «ветер» и как реагировало «дерево» на дуновение.
«Бабочка»
Вырежьте из бумаги бабочку и укрепите ее на нитке. Подуйте на игрушку и заставьте бабочку «порхать». Предложите ребенку заставить бабочку двигаться и напомните, как нужно дуть, чтобы бабочка порхала долго. Эту игру можно усложнить, укрепив на палочке несколько ниток с бабочками разного размера.
«Самолетик»
Проводится аналогично игре «Бабочка», только из бумаги надо вырезать самолетик.
«Ракета»
Проводится аналогично играм «Бабочка» и «Самолетик», но из бумаги надо сделать ракету.
«Огонек»
Зажгите свечку и осторожно подуйте на нее так, чтобы пламя мерцало, но не затухало. Предложите ребенку сделать то же. Обратите его внимание на то, что свечку не нужно задувать, т. е. ветерок должен быть не резким, а плавным и легким.
«Понюхаем цветок»
Бывает, что дети смешивают понятия «вдох» и «выдох», а также вдох и выдох ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком «а». Предложите ребенку сделать то же самое.
«Погрей руки»
Ребенок вместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
«Собачка дышит»
Покажите ребенку, как дышит собака, когда ей жарко: высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребенку подышать так же.
«Одуванчик»
Сорвите отцветший одуванчик и подуйте на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок сделает это, подув на цветок 3-4 раза. Обратите его внимание на то, что щечки надо хорошенько надуть, а воздух не проглатывать и не выдыхать.
«Водичка»
Включите воду, открыв кран, и об¬ратите внимание ребенка на звук текущей воды («с-с-с»). Предложите ребенку произнести «с» протяжно - как шум воды.
«Пузырек»
Дайте ребенку трубочку и предложите выдуть пузырь (мыльный). Следите, чтобы мыльный раствор не попал в рот и глаза малыша. При отсутствии трубочки можно использовать соломинку, макаронину.
«Буря на море»
Дайте ребенку трубочку и предложите подуть в стаканчик с водой, но не слишком энергично. Обратите внимание ребенка на «бурю» и «волны».
«Паровоз»
Покажите малышу игрушечный паровоз или картинку с изображением паровоза и напомните, как гудит паровоз, протяжно произнеся «у-у-у». Предложите ребенку повторить «гудок», округлив губы.
«Птички летят»
Вырежьте из бумаги фигурки птичек и поставьте на стол у самого края на расстоянии 20-30 см друг от друга. Скажите малышу, что после ваших слов «Птички полетели» он должен подуть (не надувая щеки, на одном выдохе), чтобы птички «улетели» как можно дальше. Дуть несколько раз подряд нельзя.
«Капитаны»
Налейте воды в тазик и приготовьте бумажные кораблики. Объясните малышу, что дуть надо не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф», или дуть через губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик плавно движется по воде. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Ребенок должен повторить и пригнать кораблик к определенному месту.
«Подуй на шарик, вертушку»
Повесьте на уровне лица ребенка воздушный шарик, а на стол положите вертушку. Покажите, как дуть на шарик, чтобы он летел высоко, предложите малышу повторить. Затем подуйте на вертушку, чтобы она завертелась; потом малыш вновь повторит ваши действия.
«Мельница»
Приобретите игрушку «Ветряная мельница» и покажите ребенку, как дуть на крылья мельницы, чтобы они вертелись. Предложите ребенку повторить.
Твитнуть |