Авторизация на сайте

Энциклопедия

Расширение словарного запаса

Для того, чтобы новые слова закреплялись в активном словаре малыша на третьем году жизни, нужно как можно чаще предъявлять ему различные предметы, картинки, включать слова в разные речевые контексты. Используйте приемы сравнения, задавайте наводящие вопросы, описывайте малышу предметы и явления окружающего мира.

«Что это?» 
Показывая на какую-нибудь тела ребенка или его вещь, задайте вопрос «Что это?»
Варианты этой игры: задавайте ребенку «что это», показывая на различные предметы домашнего обихода; слушая звуки, которые издают животные; вытаскивая из мешочка мелкие вещицы. Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их скатертью и, когда малыш спросит «Что это?», попросить его снять скатерть и назвать предметы.
«Кто это?» 
Объясните ребенку, как и когда нужно задавать вопрос «кто?» и как на него отвечать. По книге с картинками спросите у малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т. д. Используйте ситуации вокруг вас и малыша; спрашивайте ребенка: «Кто бежит?», «Кто ест?» и т. п.

«Ответ на два вопроса»

Приготовив предмет, игрушку или картинку, задайте ребенку по очереди вопросы: «Что это?» - «Это яблоко». «Какого цвета яблоко?» - «Яблоко красное». Помните, что второй вопрос должен быть простой, а перед тем, как предложить ребенку отвечать, дайте ему образцы ответов, показывая предмет, спросите: «Что это?» - и ответьте сами: «Это чашка. Чашка маленькая». После тренировки попробуйте спросить таким образом малыша.

«Обобщаем»
Смешайте картинки и предметы, относящиеся к разным категориям, и попросите малыша дать вам, например, все картинки, на которых изображены птицы (машины). Если он пропустил какую-то картинку, скажите: «Я вижу еще одну птицу!» и попросите найти ее.

«Выбери»

Покажите ребенку картинку и спросите о том, что на ней изображено: «Это одежда?» (или другое обобщающее понятие).

«Что такое?» 

Приготовьте картинки (игрушки или предметы), возьмите по несколько штук из каждой группы, например, 3 картинки с «едой», 4 - с машинками, 3 - с животными. Показывайте ребен¬ку по очереди эти картинки, а малыш пусть скажет, что это - еда, машины или животные.

«Нет»

Улучите момент, когда малыш отрицательно качает головой, и покачайте тоже, сопровождая это словом «нет». Попросите малыша повторить это слово. Предложите ему что-либо, от чего он обяза¬тельно откажется, и потренируйте слово «нет». Можно использовать прием с игрушками: «Кукла спит?» - «Нет». «У мышки есть рога?» - «Нет» и т. д.
«Нету»
Покажите малышу несколько игрушек, спрячьте их и скажите: «Нету». Попросите ребенка повторить это слово. Проговорите ситуацию не¬сколько раз.
«Не»
Показывайте на различные предметы и части тела и сообщайте малышу, чем они не явля¬ются (выражайте отрицание). Например, вы показываете ребенку на нос и говорите: «Это не рот»; показываете на вилку и говорите: «Это не ложка». Потом спросите у ребенка, показав на ухо: «Это не нос?» Если он молчит, ответьте за него: «Не нос!» - попросите повторить. Давайте ребенку время на ответ.

«Что делает?»
Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий), и спросите ребенка: «Что он делает?» Малыш должен правильно назвать действие, то есть глагол (окончание может путать).
Вариант игры: на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек, кукол - по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т. д.).
«Что я делаю?»
Производите какие-либо действия и спрашивайте малыша: «Что я делаю?» Он будет вам отвечать.

«Объяснялки»
Приготовьте несколько игрушечных или настоящих предметов, положите их перед малышом. Взяв ложку, спросите: «Что мы делаем ложкой?» или «Чем мы едим?» (в этом случае ма¬лыш должен выбрать ложку и назвать ее, взяв в руки).

«Мой - не мой»
Приготовьте несколько предметов, одни из которых принадлежат ребенку, а другие - кому-то другому. Спросите малыша: «Чья это пирамидка». Добивайтесь, чтобы малыш, отве¬чал: «Это моя» или «Это не моя».

«Я»
Приготовьте несколько игрушек и расположите на столе перед малышом. Задавайте вопросы и ребенку, и игрушкам (мишка, зайка, белка и т. д.). «Кто спит в берлоге? Ты?» - обращаясь к ребенку. Малыш должен научиться отвечать: «Нет, не я. Мишка спит в берлоге». «Кто сегодня хорошо поел?» - «Я». Когда малыш говорит о себе, он должен употреблять местоимение «я» чаще, чем свое имя.

«Чей?» 
Выберите и приготовьте несколько предметов, чья принадлежность хорошо известна малышу. Спросите его: «Чье это платье?» И ответьте сами: «Мамино», выделив окончание. Попросите ребенка повторить и постепенно добивайтесь самостоятельного употребления притяжательных местоимений.
Вариантом является игровое задание, в котором участвуют игрушки: «Чья это морковка?» - «Зайкина», «Чьи это усы?» - «Мышкины». «Чья это юбочка?» - «Куклы», тогда малыш будет осваивать притяжательные прилагательные.«Могу и буду»
Приготовьте картинки с изображением животных (собака, кот и т. д.) или игрушки. Дайте ребенку игрушку и спросите: «Кто может мяукать?» Ответ, который вам нужен, будет: «Кот может мяукать». Вначале нужно давать малышу образцы ответов. Затем можно спросить у ребенка: «Кто будет есть мед?» - «Мишка будет» и т. д.

«Угадай»

Приготовьте картинку, покажите ее малышу и попросите его рассказать, используя как можно больше признаков, но, не называя сам пред¬мет, что там нарисовано. Потом можно загадать какой-то предмет и дать его подробное описание, а ребенок должен догадаться, о чем идет речь. Можно помочь вопросами.

«Наоборот»
Приготовьте несколько пар картинок, обозначающих противоположные по значению слова. Можно воспользоваться «Альбомом антонимов» с иллюстрациями. Предложите ребенку разложить картинки по парам. Для начала можно предложить несколько пар предметов, хорошо знакомых малышу. Называйте признак: «Огонь - горячий, а лед - ...», «утюг - тяжелый, а бумага - ...» и т. д.

Помните, что в этом возрасте ребенок постепен¬но начинает пользоваться обозначениями времени (вчера, сегодня) и спрашивает вас о значении новых слов. Поэтому и вы будьте внимательны: когда говорите с малышом или читаете ему, спрашивайте, понимает ли он, о чем идет речь, известно ли ему значение того или иного слова, объясняйте. Если ребенок задает вопросы, поощряйте его любознательность.

Учите произносить слово «еще»
· Если вы кормите малыша, и он вам показывает, что хочет «добавки», произнесите слово «еще» и попросите ребенка повторить за вами это слово.

· Дайте малышу интересную игрушку (например, яркое колечко). Если ребенку понадобится еще одна игрушка, подождите, пока он сам не попросит: «Еще».· Если малыш любит качаться на качелях, попробуйте остановить качели и подождите, пока ребенок не попросит вас: «Еще».· Когда ваш малыш усвоит это слово и сможет его использовать, предложите ребенку комбинировать «еще» с другими сло¬вами: «дай еще», «еще яблоко» и т. д.
Учите малыша произносить слово «все»
· Когда ребенок поест, и его тарелка опустеет, скажите ему: «Все, в тарелке больше ничего нет». Покажите рукой на тарелку, разведите руки в стороны и повторите еще раз: «Все, больше нет».· Похвалите ребенка, что он молодец, съел всю кашу: «Каша вся кончилась».· Вы поиграли с малышом, а потом вместе с ним убрали, игрушки на место (в коробку, в шкаф). Обратите внимание ребенка на то, что стол опустел, покажите рукой на стол и скажите: «Все, нет больше игрушек». Разведите руками в стороны: видишь, на столе нет ничего. Попросите малыша повторить вслед за вами слово «все».· Когда ребенок начнет самостоятельно произносить слово «все», предлагайте ему комбинировать это слово с другими словами: «Все, нет молока» и т. д.· Играя с малышом, старайтесь употреблять слова: «еще», «все, нет больше». Пусть к любимой кукле Тане придет в гости еще одна кукла. Попросите малыша повторить: «Еще Катя». А когда ребенок поиграет, уберите кукол и скажите: «Все, нет больше кукол».
Учите ребенка выполнять ваши просьбы: «Дай мне», «Покажи мне»
· Возьмите несколько хорошо знакомых ребен¬ку предметов. Положите куклу в коляску и попро¬сите малыша: «Дай мне куклу». Покажите рукой на себя, а затем на куклу. Подведите ребенка к коляс¬ке, помогите достать куклу из коляски и дать вам. Похвалите его.· Посадите мишку в машину. Попросите малыша: «Дай мне мишку». Покажите на себя, на мишку. Постарайтесь убедить малыша выполнить вашу просьбу. Обязательно подбадривайте его.· Поставьте на стол несколько хорошо и знакомых малышу игрушек (куклу, мишку, мячик). Попросите его по¬казать вам каждый предмет: «Покажи куклу. Молодец!»; «Покажи мишку. Молодец!»; «Покажи мячик. Молодец!»; «Дай мне куклу... Умница!»; «Дай мне мячик... Умница!»; «Дай мне мишку... Умница!»
Учите ребенка показывать знакомые предметы
· Ребенок знает названия очень многих вещей и предметов, которые находятся в его комнате и во всей квартире. Все равно старайтесь постоянно называть эти предметы. Просите ребенка принес¬ти вам подушечку, одеяло, маленький стульчик, пи¬рамидку и т. д.· Во время прогулок рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает. Покажите малышу цветы, которые растут на клумбе или на газоне. Пусть ребенок их рассмотрит, потом найдет другие цветы и покажет вам.· После того как вы назвали предмет и показали его ребенку, еще раз повторите, как он называется. Потом попросите малыша найти такой же предмет и показать вам его.· Покажите ребенку камешки, которые увидите под ногами. Поднимите их, дайте их рассмотреть малышу. Пусть ребенок найдет камешек и даст вам. Постоянно разговаривайте с ребенком. Объясняйте малышу, что вы делаете, чем пользуетесь, как называются разные предметы и явления. Используй¬те в своей речи только простые предложения.· Рассматривайте вместе с ребенком журна¬лы, детские книжечки. Просите малыша показывать знакомые предметы: «Где мишка?», «Где кукла Таня?», «Покажи мне мячик, машинку» и т.д.· Берите малыша с собой за покупками. Пусть он вместе с вами выбирает игрушки или продукты. Просите его принести что-нибудь доступное для него: «Принеси мне хлеб, печенье» и т. д.· Учите ребенка показывать части тела· Сядьте напротив малыша и возьмите в руки куклу. Покажите рукой на носик куклы, скажите: «Это нос». Спросите у ребенка: «Где твой нос?» Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его носика :«Вот твой нос». Попросите малыша показать, где носик у куклы. А затем спросите ребенка: «Где твой носик?» Добивайтесь, чтобы малыш самостоятельно показывал эту часть лица.· Учите малыша показывать нос, рот, глаза у других людей: мамы, папы, бабушки. Спрашивайте его: «Где мамин нос?»; «Где папин нос?»; «Где бабушкин нос?» Если малыш показывает правильно, ска¬жите ему: «Да, правильно, это нос».· Подойдите с ребенком к зеркалу. Покажите на своем лице нос, глаза, рот. Показывайте и называйте. Теперь попросите малыша показать и на¬звать, где у него глазки, носик, ротик.· Теперь попросите малыша дотронуться пальчиком до ваших носа, рта, глаз. Возьмите в руки куклу или зверюшку и попросите ребенка показать на них те части лица, которые он усвоил. После того как ребенок усвоил эти части лица, можно переходить к следующим.· Когда будете купать своего малыша, обязательно называйте те части тела ребенка, которые вы помыли или будете сейчас мыть.



 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Всё видео