Энциклопедия
Раннее музыкальное развитие
В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных способностей - сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. В структуре сенсорных способностей у большинства детей представлены в основном тембровый, динамический и звуковысотный (самое начало развития) компоненты музыкального слуха и чувство темпа как компонент чувства музыкального ритма.
В структуре музыкального мышления - способность услышать общий характер, настроение музыкального произведения (очень простого). В структуре музыкальной памяти - непосредственное, непроизвольное запоминание; опознающая музыкальная память.
Дети второго года жизни уже достаточно внимательно слушают музыку, исполняемую на фортепиано (3-4 минут с перерывами, непрерывно звучащую - 15-20 секунд), а также на различных детских музыкальных инструментах (триоле, ксилофоне, губной гармошке). Дети 1 года - 1 года 6 месяцев слушают музыку, находясь в удобном для себя, свободном положении. Воспроизводят звукоподражания во время музыкально-двигательных показов («ав-ав», «мяу-мяу» и т. п.). Подпевают отдельные слоги песен («а-а-а», «да», «аи!»).
Повторяют движения взрослого в упражнениях, играх и плясках, сначала слегка запаздывая, а в дальнейшем почти точно. Выполняют движения, диктуемые словами песен («ладушки», баюканье, пляска кукол и др.), сначала по показу взрослого, а в дальнейшем самостоятельно. Могут воспроизвести плясовые движения: хлопки в ладоши, хлопки по коленям, пружинку, топанье одной ногой, боковые переступания с ноги на ногу, повороты кистей рук («фонарики»).
Дети в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет, услышав слова «музыка» или «послушаем музыку», затихают, выжида¬тельно смотрят на музыкальный инструмент. Могут слушать музыку сидя; их внимание становится более устойчивым, если знакомые мелодии исполняются на различных музыкальных инструментах. Знакомые песни в исполнении взрослых с аккомпанементом слушают с интересом и без музыкально-двигательного показа. Подпевают слоги («бай-бай» и «ля-ля») в различных эпизодах музыкальных игр и упражнениях, простейшие слова песен («Маша», «Катя», «к нам», «дам»).
По показу взрослого выполняют различные движения (в плясках, упражнениях и играх) без предмета и с предметом. Выполняют эти движения самостоятельно, отзываясь на название песни, музыку. Прекращают движение с небольшим опозданием после завершения звучания музыки. Участвуют в простейших сюжетных играх, где главное действующее лицо - игрушка в руках взрослого.
Дети третьего года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают ее, узнают, о каком эпизоде или персонаже она рассказывает. Слушают не только произведения программно-изобразительного характера, созданные композиторами специально для маленьких детей, но и классическую музыку. Дети этого возраста могут слушать музыку без предварительного показа соответствующей игрушки или картинки. Узнают знакомые песни по фортепианному сопровождению, иногда могут узнавать их и по сопровождению, исполняемому на других инструментах (гармошке, триоле, металлофоне, детских синтезаторах).
Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. С помощью воспитателя поют индивидуально и группами. Запоминают слова песни, но часто еще недостаточно хорошо их произносят.
Выполняют движения в играх, упражнениях и плясках по показу взрослого в соответствии со словами, если они есть, и музыкой. Запоминают и воспроизводят под музыку показанные взрослыми новые движения или новые сочетания уже известных; меняют движения в соответствии с частями музыкальной пьесы (двух- и трехчастная формы).
Участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, переходят с изменением музыки от одного эпизода к следующему, как по показу, так и самостоятельно. В музыкальных играх и плясках овладевают более сложными действиями с предметами, в том числе новыми (палочками, султанчиками и др.); новыми движениями, которые выполняются индивидуально (бег на месте; «громкая» и «тихая» ходьба; бег вперед - назад на носках; прыжки на двух ногах).
Твитнуть |