Энциклопедия
Работа с родителями в детском саду
Существует несколько форм работы с родителями:
• наглядность в работе с семьей (оформление детских учреждений, родительских уголков и пр.);
• индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещение на дому);
• работа с коллективом родителей (родительские комитеты, собрания, вечера, кружки и т. д.).
Вся работа с родителями должна быть четко спланирована, а формы работы логичны и взаимосвязаны между собой.
Оформление детских учреждений
Оформление детских учреждений для детей раннего или дошкольного возраста в основном идентично. В холлах этих учреждений размещают стенды, панно, выставки на общие педагогические и медицинские темы, разъясняющие основные задачи воспитания детей, рассказывающие о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета и школы матерей. Оформление должно соответствовать особенностям каждой возрастной группы.
В приемных помещениях групп создается родительский уголок. В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, перечень специальных занятий на неделю, различные рекомендации по поводу занятий с детьми дома, кормления детей, их одежды и др. Периодически родителей знакомят с изменениями массы и длины тела ребенка, сообщают о профилактике различных заболеваний, вывешивают списки вещей, необходимых для выезда на дачу и т. д.
В родительских уголках следует устраивать выставки работ детей, сообщать о подготовке к празднику. Здесь же необходимо рассказать о персонале, работающем в группе, демонстрировать фотографии из жизни детского коллектива. Полезны фотовитрины на темы: «Выходной день дома» или «Ребенок и природа» и др. В каждом родительском уголке должно быть место для информации о работе родительского комитета.
Индивидуальные формы работы с родителями
Эти формы работы включают в себя беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных родителей в учреждение, написание индивидуальных памяток и т. д. Родителей можно привлекать к посильной помощи в оформлении детского учреждения.
В яслях и детских садах индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться в период приема ребенка или при встрече, когда детей берут домой. Утренние беседы кратковременны, так как родители торопятся на работу, поэтому следует выяснять основное: как ребенок провел ночь и каково его самочувствие.
Вечером родителям сообщают о том, как ребенок себя вел, чем занимался в течение, дня и советуют, как заняться с ребенком вечером. Даже если дети шалили, не следует жаловаться на них, так как частые жалобы воспитательницы родители могут расценить как профессиональную некомпетентность.
Если родители не выполняют каких-ли6о правил детского учреждения, то беседовать об этом нужно в отсутствие ребенка, иначе это может вызвать у него отрицательное отношение к воспитателю («маму обижают») или подорвать авторитет родителей. Полезно организовать консультации родителем совместно с медицинскими работниками, логопедами или юристами.
Воспитатель группы или медицинский работник может прийти в семью, как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Одним из положительных методов индивидуальной работы с родителями являются просьбы и поручения помочь в оформлении помещения детского учреждения к празднику, сшить для кукол новую одежду, починить игрушки, оформить участок для прогулки и т. д.
Работа с коллективом родителей
Работа с коллективом родителей проводится в форме собраний, консультаций, конференций, лекций, вечеров, кружков, кинолекториев, «открытых дней» в яслях-саду, а также в форме родительских университетов и школ, субботников по уборке помещения, прогулочного участка и т.д. Используются различные средства: печать, радио, телевидение и технические средства (магнитофоны, фильмоскопы, фотографии и т.д.).
В яслях-саду работа с коллективом родителей имеет свои особенности. Здесь избирается родительский комитет для оказания помощи детскому учреждению и осуществления общественного контроля.
Родительский комитет и актив родителей каждой группы оказывают помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, связанных с выездом детей на дачу, ремонтом помещения и т. д. Члены родительского комитета посещают неблагополучные семьи, изучают опыт правильного семейного воспитания и распространяют его. С целью контроля и помощи персоналу детского учреждения комитет организует дежурства родителей.
Проводятся родительские собрания, общие и по группам, где заслушиваются сообщения руководителя детского учреждения, воспитателей, членов родительского комитета, а также лекции и беседы на педагогические и медицинские темы.
Проводятся групповые консультации. На них приглашают выборочно тех родителей, которые не занимаются с детьми дома. На эти консультации могут приглашаться соответствующие специалисты.
Заслуживает внимание проведение «открытых дней», когда группа родителей в определенный режимный период присутствует в детском саду на специальных занятиях, наблюдает за организацией самостоятельной деятельности детей, за кормлением, сном, гигиеническим уходом. Могут быть организованы тематические вечера для родителей: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить ребенка», «Знаем ли мы своих детей?» и т. д.
Единство и постоянство воспитательных приемов, выработанных в семье и в детском учреждении, будут способствовать правильному развитию и воспитанию детей.
Твитнуть |
Комментарии (1)
у нас было первое собрание в ДДУ, воспитатель и 2 слов не мог связать про адаптацию детей