Энциклопедия
Психофизическое развитие младшего дошкольника
О благоприятной динамике психофизического развития младшего дошкольника можно судить по комплексу показателей:
• по положительным изменениям основных характеристик физического развития (длины и массы тела, окружности груди), показателям жизненной емкости легких, мышечной силы, работоспособности, соответствующих уровню возрастно-полового развития детей четырех-пяти лет;
• по хорошей адаптации к условиям внешней среды, низкой острой и хронической заболеваемости, непродолжительности протекания респираторных и других заболеваний, качеству сна (быстрое засыпание, спокойный сон), хорошему аппетиту;
• по развитию навыков здорового образа жизни: охотно включается в выполнение режимных процессов, самостоятелен в гигиенических процедурах и самообслуживании - умывании, одевании, приведении в порядок постели, одежды, игрушек; любит гулять, играть; достаточно физически активен (не менее 50-60% времени бодрствования);
• по эмоциональному состоянию и поведению: активен, не капризничает, умеет по предложению взрослого переключаться от спокойных к подвижным действиям и наоборот; внимателен;
• с интересом участвует в подвижных играх и упражнениях на занятиях по физической культуре;
• общителен: поддерживает дружеские отношения со сверстниками;
• инициативен, радуется своим успехам, достигаемым в физических упражнениях; широко использует освоенные действия, в том числе и с предметами, в самостоятельных играх;
• по соответствию индивидуального темпа развития двигательных умений и навыков, качеств и способностей, активности возрастным показателям;
• по умению действовать совместно, быстро, ловко, в общем, для всех темпе; свободно ориентироваться в пространстве, находить свое место в групповых построениях; останавливаться, менять направление и способ передвижения;
• по владению ведущими элементами «азбуки» движений: ходит свободно, держась прямо, не опуская головы; уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие.
Бегает непринужденно в разном темпе, чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет. В прыжках в длину с места отталкивается одновременно двумя ногами и мягко приземляется; подпрыгивает на одной ноге; пытается прыгать со скакалкой.
Ползает разными способами по ограниченной и наклонной поверхностям; при лазаньи по лестнице правильно захватывает рейку руками (большой палец снизу, другие сверху) и ставит ногу на рейку серединой стопы.
Ловит мяч кистями рук, не прижимая его к груди; бросает предметы, придавая их полету определенную траекторию (вверх, вдаль, в цель, через сетку и т. п.); многократно ударяет мячом о пол и ловит его.
Умеет пользоваться санками, велосипедом, выполняет основные правила безопасности. Ходит на лыжах скользящим шагом без палок, совершает простейшие повороты, подъемы, спуски; умеет сгруппироваться при падении и самостоятельно подняться. Знает элементарные правила поведения на воде;
• по возросшей произвольности действий: старается соблюдать правила подвижных игр, прилагать волевые усилия для преодоления трудностей (пробежать заданную дистанцию, перепрыгнуть препятствие, быстро пролезть под гимнастическую скамейку, впрыгнуть на нее).
Твитнуть |