Авторизация на сайте

Энциклопедия

Предпосылки развития речи

Уже с 5 месяцев малыш «ловит» слова взрослых и одновременно смотрит, как двигаются у них губы, а затем пытается повторить и звуки, и движения губ. Подражая родителям, ребенок как бы разучивает движения и уже с 6 месяцев начинает произносить отдельные слоги и цепочки слогов.

Малыш стремится понять обращенные к нему слова - и водители могут помочь своему ребенку в этом сложном и важном деле. Переодевая, умывая малыша, прибираясь в его комнате одним словом, делая что-либо на глазах ребенка, объясняйте свои действия короткими, простыми фразами, выделяя интонацией наиболее значимые слова; называйте все, что привлекает его внимание.

Очень полезно учить малыша выполнять по просьбе взрослого простейшие движения: «ладушки», «дай ручку», «помаши тете ручкой» и т. д. Предложите малышу сделать что-нибудь и подождите немного: ребенок должен подумать. Если у малыша ничего не получается - помогите ему.

Уже пяти-шестимесячного малыша можно попросить найти взглядом предмет или знакомого человека - ребенок охотно поворачивается к тому, кого назвали. По просьбе взрослых малыш с удовольствием выполняет простые движения, хлопает в ладоши, машет рукой, садится, ложится. Чтобы ребенок быстрее усвоил некоторые новые для него движения, показывайте их сами и, одновременно, называйте. Малыш слышит слова, видит действия взрослых и пытается воспроизводить их сначала с чьей-либо помощью, потом самостоятельно.

Хотя в 7-8 месяцев малыш уже часто произносит слоги, повторять их за взрослым ему еще трудно. Отвечает малыш обычно простыми звуками, например, протягивает гласные («поет»). «Выпевая» отдельные звуки, малыш пытается привлечь к себе внимание: смотрит на взрослого, «поет», и ждет, когда к нему подойдут. Так простые звуки становятся для малыша средством общения.

Восьми-девятимесячный малыш начинает повторять за взрослым слоги, которые умеет хорошо произносить. Играя, двигаясь в кроватке или манеже, он подолгу лепечет, проговаривает согласные звуки: «м-м-м»

К 9-10 месяцам ребенок понимает довольно много слов, все тоньше чувствует интонации взрослых: вы уже можете ласковым тоном поощрить ребенка, а строгим - обозначить свое неудовольствие или запрет. Поскольку ребенок знает еще очень мало слов, он может не понять, как называется запретное место или действие, но, ориентируясь на интонации взрослого человека, усвоит: «Это делать (трогать) нельзя».

В 10-11 месяцев ребенок понимает (иногда правильно, иногда - нет) довольно много слов, быстро запоминает названия новых предметов; игры становятся намного сложнее, малыш стремится больше общаться со взрослыми людьми.

Старайтесь больше разговаривать с малышом, рассказывайте ему о разных домашних вещах и т. п. Если вы просите ребенка сделать что-либо - «Сядь на диван», «Толкни машинку» (просьбы постепенно усложняются) - обязательно настаивайте на выполнении просьбы. Не торопите ребенка, дайте ему время и, если он не понял вас, покажите жестом, чего вы хотите («сядь» похлопайте ладонью диван там, где нужно сесть малышу). Если и это не срабатывает, повторите свою просьбу более понятными словами или покажите, «как это делается».

Вот малыш с интересом смотрит, как вы моете посуду. Поясняйте, что вы делаете («Я потерла кусочком мыла губку. Видишь, какая пена?» и т. п.), называйте предметы, которые вы моете («Это чашка, это вилка»), и ребенок постепенно запомнит и порядок действий, и названия посуды. Иногда стоит привлечь внимание малыша к некоторым предметам (например, к горшку) и явлениям («Началась осень: видишь, птицы улетают?»), постараться заинтересовать ребенка.

Помните, что в 10-11 месяцев малыш знает по именам близких родственников и хорошо знакомых людей (показывает или подходит), имеет представление о частях лица и тела (показывает у себя и у других), знает названия многих игрушек, мебели, одежды и т. п.

Постепенно приучайте ребенка понимать и выполнять требования: «Дай», «Принеси», а к году «Отнеси». Когда вы просите малыша принести что, вы помогаете ему усвоить название этого предмета. Например, малыш держит в ручке плюшевого зайца, - попросите его дать вам эту игрушку: «Дай мне твоего зайчика», и поясните: «Ты держишь зайчика». Ребенок протянет вам игрушку, и запомнит: «Это - зайчик». Попросите малыша принести ближайшую к нему игрушку (из коробки, например) - он что-то вытащит и принесет. Скажите, как называется эта игрушка, похвалите ребенка. Вот так, шаг за шагом малыш узнает все новые слова.

Очень полезно рассматривать вместе с ребенком иллюстрированные книги, фотоальбомы, открытки. Разглядывая картинки, малыш находит знакомые предметы, лица, показывает их взрослому, а взрослый называет имена людей и названия предметов.

К году у ребенка вырабатывается понимание слова «нельзя». Однако не стоит слишком часто прибегать к запретам, лучше отвлечь внимание малыша, заинтересовать его чем-то другим.

Разговаривая с малышом, просите его отвечать вам словами или хотя бы звуками; просите повторить свои действия и, если ребенок знает названия используемых предметов, сказать, что именно он делает.

Иногда малыш совсем «не хочет» учиться говорить. Как же ему помочь? Проявите максимум терпения и настойчивости, помните: если вы, обращаясь к ребенку, будете добиваться от него звукового «ответа», то малыш «оценит» значение звуков и станет использовать их для привлечения к себе внимания.

Например, ребенок смотрит на вас и повторяет цепочку слогов «ма-ма-ма». Ответьте ему - попросите произнести «ма-ма». Малыш счастлив: на него обратили внимание; теперь он запомнит, как еще (кроме крика, плача, шума погремушек) можно привлечь внимание взрослого, а кроме того, будет связывать слово «мама» с родным человеком.

Пытаясь повторять какие-то слова, малыш внимательно смотрит на разговаривающих с ним взрослых. Если же ребенку не удается повторить целое слово, попробуйте «сократить» это слово до простого сочетания звуков. Заметим, что первые слова обычно очень просты, они состоят из отдельных звуков, слогов.

Например, звуки «а-а», выражающие желание малыша отправиться «на горшок», можно считать словом так же, как и повторяющиеся слоги «би-би», обозначающие машину. Постарайтесь уловить момент, когда ребенок произносит слоги, которым в данной ситуации можно придать определенное значение. Например, ребенок лепечет: «Да-да-да». Ответьте ему: «Скажи дай-дай», и только после того, как он произнесет нечто похожее на «дай», принесите ему желанную вещицу.

Однако, используя упрощенные слова, сокращая их, не сюсюкайте с ребенком, дайте ему возможность слышать правильную речь - потому что именно вашей речи малыш будет подражать в первую очередь.

Старайтесь при ребенке не разговаривать на повышенных тонах, выбирайте выражения. Очень важно контролировать темп и громкость речи: не стоит говорить с ребенком быстро, взахлеб, громко. Так или иначе, малыш будет подсознательно перенимать вашу манеру речи, а слишком быстрый темп (слишком сложный для годовалого ребенка), может привести к заиканию и другим речевым нарушениям.


 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Всё видео