Энциклопедия
Показатели развития к трем годам
Предметная деятельность:
• владеет необходимыми способами использования предметов для решения разнообразных практических задач в быту, игре, рисовании и т. п.;
• знает назначение часто используемых предметов и умеет их правильно применять в зависимости от той или иной ситуации;
• становится «повелителем вещей», понимает их назначение, улавливает значение для людей предметов (одежда, посуда, игрушки) - его деятельность приобретает предметно-опосредованный характер;
• проявляет интерес к игрушкам и может занять себя игрой;
• использует подходящие игрушки, предметы-заместители, игровые модули;
• может самостоятельно отображать в игре назначение предметов в несложных жизненных сюжетах;
• все чаще переходит от одиночных и игр рядом к иг¬рам, совместным с другими детьми, в которых проявляются элементы ролевого поведения.
• различает основные цвета, форму, величину, фактуру (мягкий, твердый), соотносит детали (часть) и целое, их взаиморасположение, свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (способен собрать последовательно пирамидку, накрыть емкость соответствующей крышкой, вложить в коробки различного размера соразмерные игрушки, построить дорожку, башню, забор из однотипных кубиков, выложить простейшие узоры из крупной мозаики по рисунку);
• использует различные средства для достижения цели и способен предвосхитить результат, основываясь на своем прошлом опыте (выкатывает застрявший под диваном мячик длинной палкой; влезает на стул, чтобы дотянуться до привлекательной игрушки, и т. п.);
• понимает и использует слова для обозначения, обобщения и замещения людей, предметов или действий, в игре начинает обозначать словом роль в действии («Я - мама, варю суп. Саша - шофер, едет на машине»); использует пред¬меты-заместители;
• интересуется окружающим его миром, любопытен, любознателен, начинает задавать много вопросов (кто это? что это? как это? а зачем?); особенный интерес проявляет к людям, их действиям, разговорам;
• знает назначение многих предметов, место, где они на¬ходятся, их принадлежность (полотенце - для того чтобы вытирать руки, висит около умывальника; одежда - в шкафчике, своя - в одном, чужая - в других, машина - своя в гараже, около дома, а та, которая развозит продукты в магазины,- на улице, во дворе магазина и др.).
Творческая деятельность:
• эмоционально откликается на музыку;
• с удовольствием слушает песни в исполнении взрослого, узнает их и подпевает понравившиеся;
• умеет слушать простые по форме и содержанию программные и ярко выраженные жанровые (танец, марш) музыкальные произведения;
• владеет некоторыми элементарными видами основных и танцевальных движений, которые может выполнять не только после показа, но и самостоятельно.
• проявляет эстетическое отношение к окружающему, которое выражается в эмоциональном отклике на красивое (в природе, в быту), и выборе красивого (игрушки, картинки, предметы интерьера);
• владеет элементарными видами музыкальной, изобрази¬тельной, художественно-речевой деятельности;
• с удовольствием и вниманием слушает доступные ему литературные произведения (сказки, рассказы, стихи); запоминает и узнает их героев; с интересом рассматривает иллюстрации;
• воспринимает и различает контрастные цвета, формы; всматривается в очертания линий, силуэтов и находит в них сходство с предметами, явлениями;
• в изобразительной деятельности переходит от ассоциативного к преднамеренному изображению, связанному чаще всего с игровым сюжетом; с удовольствием участвует и в создании коллективных композиций;
• проявляет высокую эмоциональную отзывчивость на музыку; предпочитает веселую, игровую;
• внимательно следит за развитием событий в кукольном спектакле, эмоционально участвует в нем, может рассказать о самом ярком эпизоде, герое.
• испытывает удовольствие от общения со взрослым при чтении литературных произведений, интерес к их слушанию;
• внимательно, не отвлекаясь, слушает, когда ему рассказы¬вают или читают доступные для его понимания произведения;
• узнает знакомое произведение при повторном слушании, а также героев сказки, рассказа, стихотворения в иллюстрациях и игрушках;
• передает словом, действием, жестом содержание про¬изведения (потешки, песенки, сказки);
• стремится и умеет повторять слова и строки знакомых стихов;
• проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей;
• реагирует на цвета красок, выбирает понравившиеся; воспринимает и различает контрастные цвета, формы в изображениях на картинке, рисунке; всматривается в очертания линий, силуэтов, форм и находит в них сходство с предметами и явлениями;
• самостоятельно выбирает материалы (краски, каранда¬ши) для передачи образа: от ассоциативного к преднамерен¬ному изображению.
• в изобразительной деятельности проявляет интерес, стремление к самовыражению, экспериментированию;
• формируется личностное отношение к результату деятельности;
• появляется желание создавать коллективные композиции вместе с другими детьми.
Речевая деятельность:
• охотно вступает в контакт с воспитателями и сверстниками; отвечает словом и действием на побуждающие предложения воспитателя и его вопросы;
• самостоятельно инициативно высказывается под впе¬чатлением от происходящего и на темы из личного опыта, выходящие за пределы ситуации, сопровождает речью игровые действия;
• правильно артикулирует гласные и простые согласные звуки;
• овладевает речью в форме простых грамматически оформленных фраз;
• темпы освоения звукопроизношения, объем и точ¬ность словаря, уровень владения сложным синтаксисом, контактность и общительность детей индивидуальны;
• нуждается в общении со взрослыми и сверстниками;
• овладевает ситуативно-деловым общением и элементарным сотрудничеством со взрослым;
• проявляет инициативность, потребность в самостоя¬тельности, независимости; начинает верить в свои возможности;
• речевое общение ребенка с ровесниками становится эмоционально-практическим;
• центральное новообразование у детей трех лет - появление «системы «Я», которая порождает потребность действовать самому и способствует появлению самооценки и связанного с ней стремления соответствовать требованиям взрослых.
Твитнуть |