Энциклопедия
Показатели развития к пяти годам
К пяти годам ребенок:
• активно использует символические средства в разных видах деятельности (игровые символы, схематические рисунки, модели из детского строительного материала, пластилина, бумаги и др.);
• моделирует окружающее, отражая наиболее общие отношения между предметами и явлениями (часть - целое, отношения порядка, последовательности и т. п.). У него начинают появляться замысел и элементарное планирование своей деятельности;
• речью сопровождает символико-моделирующую деятельность, в словесных рассуждениях он выражает результаты собственного опыта;
• может решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане; способен находить сходство и различие, систематизировать и группировать объекты по разным основаниям (по цвету, величине, форме и назначению);
• имеет элементарные представления о пространстве, времени, причинности, количестве;
• сам начинает фантазировать, придумывать образы, которые не существуют в его реальном опыте; воображение навеяно образами стихов, сказок, рассказов;
• запоминает стихи, сказки и может в той или иной форме воспроизводить их, рассматривает и описывает сюжетные картинки, видит в них не только предметы и действия, но и отношение между ними;
• определяет равенство и неравенство совокупностей предметов;
• называет числительные, обозначая количество (в пределах 5-10);
• умеет считать в пределах 10 и различать процесс счета и его итог;
• сравнивает 5-7 предметов по определенному признаку (длина, толщина и др.);
• различает и называет форму предметов;
• определяет положение предметов в пространстве относительно себя;
• имеет элементарные представления о времени (день - ночь, утро - вечер);
Эмоциональность:
• ориентируется в человеческих отношениях;
• чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к нему окружающих;
• замечает изменение настроения, эмоционального состояния близкого взрослого, сверстника;
• проявляет внимание, сочувствие;
• способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу». Переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие) и эмоциональная экспрессия (выражение радости, печали и других состояний) становятся регуляторами поведения и общения ребенка;
• может входить в устойчивые игровые объединения детей, использует в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выражения радости, восторга, грусти и других состояний;
Литературная деятельность:
• может назвать несколько произведений, которые ему нравятся;
• Может ответить на вопросы: «Какая книга тебе нравится? О чем она? О ком рассказывается в этой сказке? Кто еще был в сказке? Что они делали? Чем все закончилось?»;
• может разложить картинки в соответствии с развитием сюжета в известной ему сказке. Если среди этих картинок оказалось изображение лишнего персонажа, ребенок откладывает его, но может по просьбе педагога, затем, придумать, что было бы, если бы этот герой оказался в сказке;
• эмоционально воспроизводит по собственному выбору небольшое стихотворение (потешку) или отрывок ритмически организованного текста (например, песенку Колобка, петуха, отдельные лейтмотивы сказок);
• использует литературные образы в самостоятельной деятельности - игре, рисовании и др., в ситуациях каждодневной жизни («Водичка, водичка, умой мое личико...», «Спи, глазок, спи, другой...», «Ох, нелегкая это работа - из болота тащить бегемота!» и т. п.);
Взаимодействие с природой:
• проявляет интерес к заметным явлениям природы;
• имеет обобщенные представления о животных (рыбки, черепахи, кошки, собаки, лошади, жуки, бабочки), растениях (деревья, кустарники, травы), сезонных явлениях;
• умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (легкая палочка плавает, а тяжелый гвоздь тонет; вода на морозе замерзает; неполитое растение засыхает и т. п.);
• бережно относится к природе; владеет некоторыми нормами поведения в ней (любуется красотой цветущих растений, но не рвет их; наблюдает за червяком, но не давит его);
• умеет ухаживать вместе со взрослым за растениями и животными ближайшего окружения, проявляет инициативность в заботе о них;
Изобразительная деятельность:
• проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, изобразительной деятельности;
• способен создавать в рисунке, лепке, аппликации образы, отражающие специфику восприятия им объектов окружающего мира, отношение к ним;
• обладает элементарными способностями к изобразительной деятельности (чувством цвета, формы, композиции);
• в рисунках передает сюжет, самостоятельно выбирает способы изображения и художественные материалы;
• создает декоративные композиции, принимает участие в коллективных работах;
• проявляет интерес к результатам изобразительного творчества, способен давать элементарную оценку рисункам, лепным и аппликативным работам, как своим, так и сверстников;
• владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности;
Игровая деятельность:
• создавать сюжет для ролевой игры, используя знания, полученные из разных источников;
• взяв на себя роль, развертывать сюжет совместной игры, изменять ролевую позицию в зависимости от смены роли партнера;
• реализуя игровой замысел, использовать условно-предметные действия, жесты, словесные обозначения; свободно переходить от ролевых действий и отношений в план реальных отношений партнеров по игре;
• создать предметно-игровую ситуацию для реализации своего замысла, используя готовые игрушки, атрибутивные принадлежности, предметы-заместители, воображаемые предметы, игровые модули для обозначения событийного пространства своей игры.
Твитнуть |