Энциклопедия
Питание ребенка-школьника
У ребенка-школьника «волчий аппетит» — что делать?
В 6-7 лет начинают много есть даже самые привередливые дети, которые всегда огорчали мам плохим аппетитом. Теперь же им только «давай». Но это постоянное «жевание на нервной почве», с которым родители сталкиваются у детей-дошкольников.
Ребенок ест теперь потому, что этого требует его растущий организм. Если «волчий аппетит» не сопровождается внезапным похудением или полнотой и у ребенка не появляется недомоганий (иногда аппетит может быть признаком диабета), то не стоит ограничивать ребенка в еде. Ограничения должны касаться только сладкой и жирной пищи, белого хлеба и кондитерских изделий.
Но если ребенок-школьник получает полноценное питание во время основных приемов пищи, то у него и не возникнет повышенного внимания к сладостям. А вот если дети плохо едят за обедом, то потом они постоянно перебивают аппетит сладостями. Пусть ребенку будут всегда доступны фрукты, легкие бутерброды из зернового хлеба с овощами и творогом.
А если аппетита все еще нет?
У некоторых детей аппетит может «запаздывать» и проявляться ближе к подростковому возрасту. Это худенькие мальчики и девочки, но их плохой аппетит — не признак заболевания. Обычно эти дети начинают хорошо есть лет в 11—12 или в подростковом возрасте.
Являются ли частые перекусы нормой для школьника?
Питание школьника теперь уже не только обеспечивает рост и развитие, но и покрывает затраты организма во время учебных занятий. Частые перекусы — это теперь норма, так как организм постоянно требует энергии.
Только не стоит перекусывать конфетами и сладостями, зато очень полезны будут фрукты, молочные и кисломолочные продукты, зерновой и ржаной хлеб с маслом, овощи, соки.
Какие продукты лучше давать в школу?
Если ребенок нормально питается в школе, можно не давать с собой ничего, кроме фруктов. А вот если питание в школе оставляет желать лучшего, не плохо бы дать ребенку с собой продукты, которые не требуют разогревания. Это могут быть йогурты, творожки или сырки (за 3-4 часа они не успеют испортиться).
Можно дать бутерброд с сыром или с колбасой, а еще лучше — с вареным мясом, курицей; в небольшой баночке — даже салат. Различные домашние пирожки, котлетки или оладьи, блинчики тоже смогут поддержать ребенка в школе.
Полезно иметь с собой небольшую бутылочку минеральной воды, маленькую коробочку сока. Газированную сладкую воду лучше не давать.
Что приготовить школьнику на завтрак?
Основное блюдо — это чаще всего каша (гречневая, рисовая, овсяная, манная), которую можно подавать с сухофруктами; блинчики с начинкой (творог, мясо, овощи); ленивые вареники или сырники; запеканки; сосиски с вермишелью; салаты.
Проблема завтрака состоит в том, что его нужно приготовить достаточно быстро. Решить эту проблему помогают готовые сухие завтраки, мюсли, каши быстрого приготовления.
Большинство мам ограничивает завтрак школьников бутербродами, яичницей. Но бутерброд может быть только дополнением, а не самостоятельным блюдом. Из напитков рекомендуется давать с утра что-нибудь теплое — чай с лимоном или с молоком, какао. Иногда ребенку можно дать фруктовый сок или кефир.
Сухие завтраки и мюсли рекомендуется давать 2—3 раза в неделю, особенно в «рабочие» дни, а по выходным лучше приготовить ребенку более сложный и вкусный завтрак.
Что должен уметь ребенок-первоклассник на кухне?
Когда ребенок начинает ходить в школу, ему уже нередко приходится оставаться дома одному и самому разогревать себе еду.
Обязательно научите ребенка правильно пользоваться кухонной плитой (газовой или электрической). Объяснить, что, если он включит плиту, поставит на нее сковороду и уйдет смотреть телевизор, то еда может пригореть, и даже возникнуть пожар.
Ребенок не должен бояться, но обязан быть осторожным. Пусть ваш первоклассник привыкнет к тому, что если он решил пообедать, об остальных делах на время следует забыть. Научите ребенка разогревать не сразу всю кастрюлю с супом или все котлеты на сковородке, а лишь столько, сколы сможет съесть.
Другим важным делом, которому ребенка следует научить, является приготовление пищи. Первокласснику вполне по силам сварить яйцо, макароны или сосиски. Расскажите ребенку подробно о том, из чего состоит этот процесс.
Обратите внимание на то, какая память у вашего малыша — зрительная, слуховая или тактильная (ощущения). Если слуховая память сильнее — больше рассказывайте ребенку о кулинарии, если зрительная — покажите и напишите инструкцию, повесив ее на стене. Если ребенок лучше запоминает ощущения — дайте самому совершить отдельные операции (почистить картошку, налить воду и т.д.). Продемонстрируйте, как нужно готовить то или иное блюдо, затем попробуйте приготовить его вместе.
После этого можно доверить ребенку приготовить что-либо самостоятельно. Приготовление несложных салатов с использованием пластмассовой терки, односторонне-острого ножа вполне доступно младшему школьнику.
Сварить суп — более сложное занятие, но и оно осуществимо. Молочный суп с макаронными изделиями или вегетарианский овощной суп из замороженной смеси овощей вполне может приготовить ребенок 7—8 лет.
Объясните, что наибольшую опасность представляет горячая жидкость, которой можно обжечься. Не стоит наливать в кастрюлю или ковшик слишком много воды — можно плеснуть кипяток на себя. Напомните о том, что нужно обязательно пользоваться прихватками.
Познакомьте ребенка со всеми разновидностями посуды и кухонной утвари. Но пользоваться мясорубкой или кухонным комбайном лучше пока не разрешать.
Н.В. Васильева
Твитнуть |