Авторизация на сайте

Энциклопедия

Первые шаги к самостоятельности

Сначала малыш действует только с вашей помощью: надевает, снимает, складывает свою одежду и обувь. Заметив непорядок в своей одежде, малыш обращается к вам и вместе с вами приводит себя в порядок. Интерес к самообслуживанию возникает, когда малыш видит действия взрослых, своих братьев и сестер, других детей. Однако можно попытаться пробудить этот интерес, используя игрушки, игровые задания. Главное, предоставить ребенку возможность освоить основные действия.
Отметим, что обучение ребенка самообслуживанию - очень сложный и длительный процесс. Вам придется запастись терпением и ежедневно, шаг за шагом, обучать малыша, при этом ваши объяснения и демонстрации («Смотри, как это надо делать») должны чередоваться с действиями самого ребенка. Проблема в том, что двухлетний малыш не может одновременно усвоить и то, что надо делать (само действие), и то, как это надо делать (способ его выполнения), и в какой последовательности это надо делать (система действий).
Но, в сущности, не так важно, чему учить сначала: теории - «Как надеть рубашку», сугубой практике - вдеванию маленьких скользких пуговок в тугие неподатливые петельки, или концептуальному подходу - «Любой человек ходит одетым. У нас, на севере - холодно, поэтому...». По мере того как малыш научится выполнять какую-то несложную операцию, он усвоит, зачем нужна эта операция, а когда вы сообщите ему правила сочетания этой операции с другими, он овладеет и навыком.
Любые самообслуживающие действия малыша должны закончиться наглядным результатом. Ваша задача - помочь ему увидеть и осознать этот результат. Например, малыш самостоятельно надел штанишки. Вам обязательно нужно отметить это, похвалить ребенка, оценивая не столько качество его труда, сколько старание.
Если ребенок не хочет выполнять какое-либо действие, упрямится, не нужно его ругать и настаивать - лучше переключить внимание малыша на другой объект, отвлечь, а к несделанному вернуться позднее или в другой раз.
Теперь поговорим о навыках самообслуживания более конкретно.

«Сними одежду»
Вначале предварительно расстегните предмет одежды, который предстоит снимать ребенку. Постарайтесь сделать так, чтобы снимание одежды стало ежевечерней обязанностью ребенка. Подчеркивайте, что это у малыша получается хорошо, пусть он демонстрирует свое умение игрушкам, а заодно и практикуется вместе с ними. Первое время малыш должен освоить снимание только одной какой-либо детали.
«Расстегни кнопки»
Приготовьте лоскутки ткани с пришитыми к ним кнопками и предложите ребенку самостоятельно расстегивать их. Можно использовать старую одежду, одежду для кукол. Не позволяйте ребенку расстегивать кнопки одновременно, разводя полы одежды в стороны резким движением. Если малыш затрудняется, помогите и покажите ему, каков принцип действия кнопки.
«Расстегни пуговицы»
Для малыша это значительно более трудоемкое действие, чем расстегивание кнопок. Начинайте с тренировки на пуговицах не надетой на ребенка одежды. Помогайте малышу, направляйте его пальчики, поддерживайте. В случае успеха хотя бы с одной пуговицей похвалите ребенка.
«Надень носки»
Начинать нужно с того, что вы сами надеваете малышу носок почти полностью и затем заканчиваете, взяв руки ребенка в свои. Постепенно время ваших совместных действий увеличивается за счет увеличения расстояния, на которое нужно натягивать носок. Постепенно ваша помощь будет уменьшаться. Используйте в первое время шерстяные вязаные носки (их легче натянуть на ногу) или носки большего размера. Надевая носок, малыш должен знать, что такое пятка и где она должна находиться. Вы можете сесть рядом и надевать носок себе на ногу, а ребенок будет делать это, ориентируясь на пример.
«Надень колготки»
Это достаточно трудная задача, решая которую, ребенку придется освоить сложный алгоритм действий. Покажите ему вначале, как натягивать колготки на каждую ногу поочередно. Помогите малышу, действуя его руками. Когда колготки окажутся на ногах, подтяните их (для этого малышу нужно встать). Можно постепенно учить ребенка «набирать» колготки в руку. Если малыш справляется, хотя бы с частью этой задачи, вам обязательно нужно похвалить его.
«Надень рубашку, кофточку, свитер, куртку»
Начните с использования одежды большего размера. Лучше первой попытаться надеть безрукавку, которую вы будете держать. Поочередно продемонстрируйте малышу продевание рук, а затем предложите попробовать. Потом можно перейти к рубашкам, кофточкам с коротким рукавом. Добивайтесь очередности просовывания рук в рукава.
Объем вашей помощи должен постепенно уменьшаться. Надевая куртку, ребенок легче справится с заданием, если вы разложите одежду на столе подкладкой кверху, поможете малышу просунуть руки в рукава, а потом легко «втряхнете» его в куртку. Предоставьте малышу возможность попрактиковаться с игрушками, например, надевать куртку на медвежонка, куклу.
«Найди, где перед»
Сперва используйте одежду, у которой спереди есть яркая картинка, надпись. Потом следует обратить внимание ребенка на ярлыки, которые обычно пришиты позади ворота, и ориентироваться по ним. Можно также объяснить ребенку, что карманы, молнии, пуговицы обычно находятся впереди. Показывайте малышу, как выглядят перед и спинка каждого предмета одежды: от куртки до майки. Если малыш оделся правильно, отметьте его достижение. Предлагайте ребенку тренироваться, одевая игрушки.
«Повесь куртку»
Предоставьте ребенку возможность практиковаться, развешивая различные предметы (ухватки для посуды, полотенца в кухне, сумки в прихожей и т. д.). Вешалку на куртке малыша можно увеличить и сделать более крепкой. Крючок или детскую вешалку следует укрепить на удобном для ребенка расстоянии от пола. Крючок обязательно нужно выделить, пусть это будет красивый детский крючок в виде чьей-то лапы и т. д., рядом можно приклеить яркую картинку или поместить игрушку. Первое время помогайте малышу повесить куртку, направляя его ручки и корректируя движения. Ребенок должен увидеть последовательность действий: пришел с прогулки, повесил куртку.
«Надень обувь»
Для начала полезно будет попрактиковаться с куклами, надевая и снимая им туфельки. Потом приготовьте обувь большего размера, чем нужна малышу. Сначала сами ставьте ступню малыша в туфлю, а ребенок должен вставить пятку. Не заставляйте сразу надевать ботинки и сапожки - пусть это будут тапочки и туфли. Затем вставляйте ступню наполовину, а дальше малыш будет действовать сам. Покажите ребенку, как ослабить шнурки и расширить обувь перед одеванием. Попросите ребенка сесть рядом с вами и копировать то, как вы будете надевать обувь. В случае каждого удачного опыта хвалите малыша. Пусть он знает, что в уличной обуви ходить дома нельзя и бегать на улицу в домашних тапках - тоже.
«Вымой лицо и руки с мылом»
Умывайтесь при ребенке - это вызовет у него желание подражать вам. Не забудьте отрегулировать воду для мытья рук и лица, объясняйте ребенку, как именно надо умываться. Можно для начала умыть куклу, показывая на ней алгоритм действий. Если ребенок затрудняется, возьмите его ручки в свои и помогите. Можно поставить малышу точку на щеке мылом или провес¬ти черточку на лбу и предложить самостоятельно смыть. Предложите ребенку умывать куклу, затем умываться самому. Радуйтесь, видя умывшегося малыша, и хвалите его.
«Почисти зубы»
Попробуйте чистить зубы вместе с ребенком, давая ему возможность копировать ваши действия. Если дело совсем не идет, возьмите руку малыша и направляйте ее, помогая делать нужные движения. Объем помощи нужно постепенно уменьшать. Хорошо, если в ванной есть зеркало и после процедуры малыш посмотрится в него, а вы отметите, какие белые у него стали зубы.
«Вымой руки и ноги»
Используйте для обучения купание ребенка в ванной. Приготовьте ему мочалку (губку), которой он будет действовать, глядя, как вы его моете. Покажите малышу, как намыливать губку. Можно предложить ребенку помыть игрушки, с которыми он играет в ванной. Если ребенок сам помоет себе руки и ноги, оцените это и похвалите его.
«Возьми полотенце и вытри руки и лицо»
Прежде всего объясните и покажите ребенку порядок действий. Возьмите его ручки в свои и направляйте движения. Дайте малышу возможность проверить пальцами, хорошо ли вы вытерли лицо и как он справился с вытиранием своего. Попрактиковаться можно, вытирая игрушки. Помните, что полотенце для рук не должно быть большим; на нем можно вышить имя малыша или какую-нибудь картинку, чтобы ребенок хорошо знал, что это его полотенце.
«Открой кран»
Это действие доступно ребенку только в том случае, если он может дотянуться до крана. Поэтому возле раковины должна находиться подставка или табуретка. Кроме того, вам нужно обязательно объяснить ребенку отличие крана с холодной водой от крана с горячей, иначе малыш ошпарится. Если ребенок еще не усвоил цветовые обозначения или на ваших кранах их нет, поставьте какую-либо пометку около крана с холодной водой (наклейку). Несколько раз покажите ребенку, как открывать и закрывать кран, объясняя, что и зачем вы делаете. Попрактикуйтесь с ребенком, открывая и закрывая кран с холодной водой. Если все пойдет хорошо, на вашу долю останется только отрегулирование температуры воды с помощью смесителя.
«Ешь самостоятельно»

Двухлетний ребенок, конечно, не может быть идеально аккуратным, поэтому, если немножко чая или супа окажется на столе, не нужно ругать едока. Лучше кладите на тарелку и наливайте в чашку небольшие порции - тогда задача поесть самостоятельно не покажется ребенку непосильной. Есть малыш должен вместе со всеми, тогда он сможет наблюдать за членами семьи и подражать им. Подбадривайте самостоятельного ребенка, похвалите его. И уж конечно, обстановка за столом должна быть доброжелательная и непосредственная. Ребенку удобнее пользоваться мисочкой или углубленной детской тарелочкой, поэтому не спешите заменить ее на обычную тарелку. Ложку лучше завести отдельную, красивую, с каким-нибудь веселым рисунком или украшением, не тяжелую и не с длинным черенком. Будьте готовы докормить малыша, если он устал, и сделайте это, не акцентируя внимание окружающих.
«Попей через соломинку»

Приготовьте соломинку для коктейля и стакан с водой. Попросите ребенка подуть в воду через соломинку. Когда он сделает это, предложите ему сделать наоборот - вдохнуть, потянуть жидкость через соломинку. Можно просто опустить соломинку целиком в воду и, когда она наполнится водой, поднять в горизонтальном положении, заткнуть один конец пальцем, а другой - вложить в рот ребенка. После чего предложите ребенку пососать соломинку. Сначала соломинку можно укоротить (это облегчит задачу), а затем постепенно давать ребенку все более длинные соломинки.
«Пользуйся вилкой»
Кладите на стол ложку только тогда, когда малыш будет есть суп или кашу, или другую жидкую пищу. А когда на тарелке перед малышом появятся крупные куски мяса, картофеля, фруктов (очень важно, чтобы эта еда нравилась ребенку) - дайте ему вилку. При каждом удачном движении вилкой хвалите ребенка. Дайте ему попрактиковаться с вилкой - малыш может просто перекладывать, подцеплять кусочки. Если ребенок совсем не справляется со своей задачей, возьмите его ручку в свою и направляйте действия. Пусть он «покормит» вас, свои игрушки.
«Выбирай съедобное»
Следите за тем, чтобы малыш не брал в рот игрушки, не пытался их жевать и тем более проглатывать. Положите перед малышом два предмета, один из которых несъедобен, и спросите: «Что мы едим?» Можно демонст¬рировать картинки, предлагая ребенку сделать выбор. Если вы видите, что малыш взял что-то в рот, попросите, чтобы он вынул это «что-то», и объяс¬ните, почему брать в рот посторонние предметы нельзя. Если во время игры малыш ничего не потянул в рот, похвалите его за это.
«Налей воды»
Приготовьте кувшин с водой (200 мл) и стакан. Прежде всего, покажите ребенку, как взять кувшин, наклонить его, чтобы жидкость вылилась в стакан, и затем дайте потренироваться у раковины. Можно использовать кукольную посуду. Предложите малышу наливать воду в стакан из заполненного наполовину кувшинчика. Вода может быть теплой и холодной, подкрашенной - главное, чтобы малыш был заинтересован в занятии. Когда ребенок освоится с переливанием жидкости, попросите его помочь вам полить комнатные цветы, налить кошке или собаке в миску воды.
«Пользуйся салфеткой»
Если вы хотите, чтобы двухлетний малыш вытирал рот после еды салфеткой, напоминайте ему об этом. Салфетки должны быть красочными, привлекательными. Конечно, и все прочие члены семьи должны пользоваться салфетками, тогда ребенок будет им подражать. Сначала вам придется помогать малышу вытереть рот и руки, но если он как следует потренируется на куклах, то сможет выполнять движение самостоятельно. Дайте ребенку постоянное поручение - раскладывать перед едой на столе салфетки.
«Не забудь проглотить слюну»
Если вы заметили, что малыш держит рот открытым, просто напомните ему о том, что рот нужно закрыть, а слюну - проглотить. Возьмите руку малыша и приложите к своему горлу при сглатывании. Ребенок почувствует движение и будет пытаться повторить его самостоятельно. Можно обсыпать губы малыша крошкой от печенья или сахаром, чтобы ребенок облизал губы и проглотил. Если ребенок регулярно жует жевательную резинку или жевательные конфеты, он и во время еды при жевании сглатывает более равномерно. Предложите ребенку почмокать губами, втянуть воздух и проглотить слюну (предварительно). Питье через соломинку, питье с ложечки маленькими порциями вызывают у малыша желание сглотнуть. Полезно также упражнение «сухое проглатывание» - когда ребенок глотает слюну при плотно закрытом рте.
«Попросись в туалет»
Иногда с ребенком третьего года жизни может случиться конфуз - не стоит его ругать за это. Следите за временем и периодически спрашивайте малыша, не нужно ли ему в туалет. Если малыш просится сам, отметьте это и похвалите его. Если все-таки малыш не успел воспользоваться туалетом, старайтесь, чтобы он, хотя бы частично переоделся сам. Ни пеленок, ни памперсов в этом возрасте подкладывать не нужно. Одежда малыша не должна ограничивать его в движениях и достаточно быстро и легко сниматься. «Попроситься в туалет» могут и другие члены семьи - это поможет малышу следить за собой. Отмечайте время, когда малыш какал последний раз, и высаживайте его на горшок, исходя из этого. Но постепенно высаживание на горшок нужно отменить - ребенок попросится, когда захочет. Если малыш пользуется детским сиденьем, положенным на унитаз, поставьте рядом скамеечку или подставку, тогда ребенок сможет взобраться самостоятельно. Если ребенок пришел в незнакомое место, объясните ему, где туалет, и скажите, что вы отведете его туда, когда ему будет нужно.
«Будь осторожен»
Обязательно приучайте малыша обходить опасные места и предметы. Прежде всего, объясните ему, в чем опасность лестниц и углов мебели. Около спуска или угла можно сделать какую-либо пометку. Например, повесить картинку или игрушку, напоминающую об опасности. В случае ушиба или падения не надо ругать малыша - он и так расстроен, лучше приласкайте его и поговорите о необходимости быть осторожным и внимательным.

 


 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

очень милая реклама смеси
Юлианна Жидкова, Нижний Новгород
Всё видео