Энциклопедия
Пение
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Певческие навыки, которые ребенок приобретает легко и быстро, взрослому даются с трудом. Об этом свидетельствуют научные исследования и данные педагогической практики.
Кроме того, в процессе традиционного разучивания песен, когда педагоги работают фактически только над чистотой интонирования и не занимаются собственно постановкой голоса, у детей стихийно формируются неверные певческие механизмы, плохо поддающиеся перестройке.
Хор в детском саду традиционно строится без учета природных типов певческих голосов детей, в то время как эти типы слышны уже в криках новорожденных младенцев. Со всем этим связаны отрицательные характеристики звучания певческих голосов детей-выпускников детских садов, недостатки в интонировании мелодии голосом, большое число детей с низким уровнем глухо-вокальной координации.
У детей трех-пяти лет еще не сформированы ни вокальные связки (которые как таковые возникают лишь к шести годам и доразвиваются к двенадцати), ни способность к чистому интонированию мелодии голосом. Певческий голос у большинства детей очень слаб, часто с хрипотцой, дыхание короткое. Лишь у некоторых дошкольников, от природы поющих в высокой позиции, голос чистый, полетный. Артикуляция в пении (речи) у большинства детей нечеткая, некоторые звуки отсутствуют вообще.
Подавляющее большинство детей четвертого года жизни находятся на начальных (первых трех) этапах становления интонирования мелодии голосом:
• примерно четвертая часть детей не интонирует вообще (1-й этап);
• большинство детей либо интонирует один-два звука мелодии, пропевая на них всю песню (2-й этап);
• либо воспроизводит только общее направление движения мелодии (3-й этап).
В конце четвертого и на пятом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии интонирования.
Уже на четвертом году жизни выявляется тип певческого голоса: высокий, средний и низкий, причем у большинства детей - средний. Результаты первичной диагностики типа звучания певческого голоса, основанной на определении тембра, общего и примарного (зона наиболее свободного и красивого звучания) диапазонов, не могут рассматриваться как окончательные. В процессе занятий может произойти коррекция этих результатов.
К пяти годам ребенок:
• владеет определенным объемом движений и ощущений, необходимых для резонансного пения;
• владеет достаточно четкой артикуляцией в пении;
• с удовольствием поет несложные песни в удобной тесситуре и небольшом диапазоне;
• благодаря относительной свободе звукоизвлечения может исполнить их выразительно и музыкально;
• приобрел правильное положение корпуса в пении, привычку распределять дыхание.
Твитнуть |