Энциклопедия
Особенности ребенка первого года жизни
Первый год жизни - это самый трудный и ответственный период не только для ребенка, но и для родителей. Ведь после рождения у ребенка меняется буквально все: характер питания, тип дыхания, температурный режим и т. д.
Ко всему он должен приспособиться, а приспособительные механизмы развиты еще очень слабо. Вот почему малейшие нарушения в режиме питания, температуре, излишние шумовые раздражители могут привести к непоправимым изменениям в здоровье ребенка. А основы здоровья закладываются именно в первый год жизни.
На первом году наблюдается очень тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием (развитием слуха, зрения, движений, речи и т. п.). Недостаточное внимание к нервно-психическому и физическому развитию детей в этот период отрицательно сказывается на их общем состоянии и последующем развитии.
Для всего раннего детства характерен быстрый темп развития, но наиболее интенсивно ребенок развивается на первом году жизни. Буквально каждый месяц происходят изменения, как в физическом, так и психическом состоянии малыша. Поэтому на первом году жизни младенца выделяется несколько периодов: 1-й месяц (новорожденный), с 1 месяца до 3, 3-6, 6-9, 9-12 месяцев. В каждом из них можно отметить ведущие линии развития малыша.
Ребенок рождается с массой тела от 2500 до 4000 г. В среднем вес тела новорожденного составляет 3300-3700 г. Дети с массой тела 4000 г и выше считаются крупновесными и относятся к группе риска в связи с возможностью развития у них осложнений при родах и в послеродовой период.
Длина тела при рождении колеблется в пределах 48-58 см и составляет в среднем 52-53 см. Все новорожденные теряют в весе в первые дни 200-300 г. Это так называемая физиологическая убыль, частично связанная с потерей жидкости. Через 7-10 дней эта потеря компенсируется. В дальнейшем вес ребенка быстро нарастает. В первом полугодии он ежемесячно прибавляет в весе от 600-700 до 1000 г, во втором - 400-500 г. К концу года масса тела малыша составляет примерно 10-10,5 кг.
Длина тела увеличивается за каждый месяц в среднем на 3 см. Величина груди у новорожденного примерно на 2 см меньше окружности головы. К 3-4 месяцам величина окружности груди и головы становится одинаковой, а к году окружность груди превышает окружность головы в среднем на 2 см. В дальнейшем окружность груди у здорового ребенка всегда будет больше. Если эта закономерность окажется нарушена, родители должны обязательно обратиться к врачу. Обычно нарушение пропорции в развитии грудной клетки и головы наблюдается при рахите, гипотрофии, различных эндокринных нарушениях.
По величине окружности головы и груди ребенка родители могут определять размер одежды и головного убора. Например, окружность груди 52 см - размер одежды будет 26, окружность головы 50 см - размер головного убора 50.
Упитанность ребенка определяется толщиной подкожно-жировой складки на животе на уровне пупка. В норме она должна равняться 1-2 см.
У нормально развивающегося, здорового ребенка в 7-8 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. Первыми появляются нижние центральные резцы. К году у ребенка прорезываются и боковые резцы: сначала верхние (в 10-11 месяцев), а затем нижние. Имейте в виду, что сроки прорезывания зубов очень индивидуальны даже у здоровых детей. Этот процесс является физиологическим и чаще всего не вызывает каких-либо расстройств здоровья. Однако у некоторых детей в это время может измениться самочувствие. Они становятся более капризными, у них усиливается слюноотделение, появляется большая потребность чесать десны. В это время малышу надо дать специальное зубное кольцо, которое можно купить в аптеке. Это кольцо необходимо каждый день кипятить и держать в закрытой посуде.
За первый год жизни ребенка значительно увеличивается работоспособность его нервной системы. Это происходит за счет ее развития и укрепления. Так, если в первый месяц период бодрствования ребенка продолжается до 20-30 минут, то к концу первого года этот период увеличивается до 3,5 часа. Однако помните, что нервная система малыша остается еще очень слабой и быстро утомляется. Чтобы исключить переутомление, необходимы частая смена раздражителей во время бодрствования и достаточный по времени глубокий сон.
Психическое развитие ребенка непосредственно связано с его эмоциональным общением со взрослыми и предметно-манипулятивной деятельностью.
Развитие ребенка, таким образом, зависит в основном от родителей, от их умения помочь малышу адаптироваться (приспособиться) к новым условиям.
Перед родителями стоят следующие задачи:
- обеспечить полноценное здоровье и своевременное физическое развитие малыша;
- обеспечить его своевременное нервно-психическое развитие (восприятие, положительные эмоции, движения, действия с предметами, подготовительные этапы речи);
- создавать условия для возникновения первых социальных и личностных проявлений ребенка: сначала ответной активности в виде улыбки, а затем инициативной активности в виде комплекса оживления;
- стимулировать инициативную активность малыша в предметно-опосредованном общении со взрослым;
- вызывать удовлетворение от успехов в совместной деятельности;
- поддерживать инициативу ребенка в движениях, в действиях с предметами и т. д. как основу будущей самостоятельности.
Чтобы успешно решить эти задачи, необходимо формировать у ребенка правильный ритм сна и бодрствования и своевременно его изменять по мере возрастания работоспособности нервной системы малыша, создавать условия для активного бодрствования и глубокого сна, воспитывать положительные эмоции к приему пищи, укладыванию спать, туалету, а также общению со взрослыми, способствовать возникновению полезных привычек и предупреждать вредные.
Твитнуть |