Энциклопедия
Орган слуха
В первые несколько суток после рождения ребенок слышит очень плохо. Каковы же причины плохого слуха?
1. Барабанные полости у новорожденного ребенка заполнены студенистой зародышевой соединительной тканью, которая обволакивает цепь слуховых косточек и прилегает к внутренней поверхности барабанной перепонки (тем самым препятствует свободным колебаниям этих образований под воздействием звуковых волн).
2. Слуховые трубы заполнены амниотической жидкостью (которая также препятствует свободным колебаниям барабанных перепонок).
3. У новорожденного еще далеко не завершено развитие ткани слухового нерва, что отрицательно сказывается на проведении по нервным волокнам электрических импульсов.
Зная об этих особенностях новорожденного, родители в течение первых шести-семи дней жизни малыша могут не особенно беспокоиться о том, что потревожат его сон разговорами, восклицаниями или смехом, они могут не стеснять себя, не шептаться, а говорить в полный голос, разве что не стучать. Физиологическая, временная тугоухость ребенка надежно защищает его сон.
Спустя несколько суток после рождения малыша зародышевая ткань в барабанной полости атрофируется, амниотическая жидкость из слуховых труб проливается в полость носа (затем либо вытекает из носа, либо проглатывается ребенком), и слух у него сразу становится намного лучше; однако слух у ребенка первых месяцев жизни все еще не отличается той остротой, которая характерна, например, для молодого человека восемнадцати-двадцати лет, развитие ткани слухового нерва еще продолжается.
Как только ребенок станет слышать лучше, родители сразу заметят это. Начиная с сего момента, они должны по возможности исключить громкие звуки. Громкие звуки пугают маленького ребенка - он вздрагивает, проявляет беспокойство и порой даже плачет. Эта реакция естественная. Но и не следует добиваться полной тишины вокруг малыша. Для нормального развития органа слуха звук необходим.
Важно, чтобы мама почаще разговаривала с ребенком. Голос мамы в отличие от других голосов малыш хорошо знает еще со времени своего внутриутробного развития; этот голос ребенок слышал каждый день благодаря достаточно высокой звуковой проводимости тканей и околоплодных вод. Другие голоса - незнакомые (и особенно громкие) - могут новорожденного ребенка испугать.
Мама должна разговаривать с ребенком, меняя ему пеленки, разговаривать, выполняя гигиенические процедуры, делая массаж, выполняя с ним физические упражнения; мама должна разговаривать с малышом почти все время, пока он бодрствует, негромким, ласковым голосом.
Дело в том, что голос мамы не только помогает развитию органа слуха, но и успокаивает ребенка; материнский голос - это один из немногих факторов, позволяющих ребенку чувствовать свою защищенность перед изменчивым внешним миром. Если угодно, голос матери - одна из опор для малыша. Голос мамы, которому ребенок полностью доверяет, помогает ему обрести навык сосредоточения внимания - в частности сосредоточиться на слуховых ощущениях. Если мама, разговаривая с малышом, перемещается по комнате, заговаривает с ним то справа, то слева, то спереди, то сзади, он быстрее научится распознавать положение источника звука в пространстве. А этот навык очень важен.
Уделив столько внимания развитию слуха физиологического, мы, наверное, должны сказать хоть несколько слов и о развитии музыкального слуха... Уже примерно со второго-третьего месяцев жизни ребенку можно включать музыку - негромкую и ненавязчивую серьезную музыку. Хороша музыка фортепианная, скрипичная, клавесинная, органная, хоровая. Предпочтение следует отдавать произведениям, имеющим легкоуловимый и запоминающийся мелодический рисунок.
Включать музыку нужно во время бодрствования малыша - она может звучать непосредственно в детской комнате или доноситься из какой-либо соседней комнаты или из кухни. Когда же ребенок спит, должна царить тишина - ничто не должно тревожить его сна.
Твитнуть |