Авторизация на сайте

Энциклопедия

Опорно-двигательная система

Опорно-двигательная система ребенка состоит из костного скелета, мышц, суставов и связок. Всего у человека 206 костей и 600 мышц. От правильного развития опорно-двигательной системы зависит своевременное появление движений, формирование осанки, правильное развитие и функционирование всех внутренних органов (сердца, легких, желудка и т. д.). Овладев движениями, ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир, у него формируются личностные качества: самостоятельность, активность, смелость, настойчивость и т. д.

Основу скелета составляет позвоночник, к которому прикреплены с помощью мышц, связок и суставов кости черепа, ребра, кости таза, рук и ног.

Какие функции выполняет позвоночник? Он придает телу нужную форму, удерживает его в вертикальном положении, а жизненно важные внутренние органы - желудок, сердце, легкие, почки, печень и т. д. - на своих местах.

Позвоночник состоит из позвонков, между которыми расположены прокладки (диски). Они-то и дают ему возможность двигаться в разных направлениях. Позвонки, соединяясь между собой, образуют позвоночный столб, который является хранилищем спинного мозга. От него расходится масса чувствительных и двигательных нервов во все части тела.

У новорожденного ребенка, в отличие от взрослого, позвоночник почти полностью состоит из хрящей, не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову (2-2,5 месяца), у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребенок начинает самостоятельно садиться и сидеть (7-8 месяцев), у него появляется изгиб в грудной части позвоночника - выпуклостью назад. При ходьбе (к одному году) появляется поясничный изгиб, выпуклостью вперед.

К 3-4 годам позвоночник ребенка обладает уже всеми характерными для взрослого изгибами. Но из-за эластичности костей и связок, когда ребенок лежит, изгибы выравниваются. Постоянство шейной и грудной кривизны устанавливается только к 7 годам, а поясничной - к 12. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается к 20 годам.

К верхней части шейного отдела позвоночника фиксированы кости черепа. У новорожденного ребенка они пока не срослись между собой. На месте схождения двух теменных и лобной костей имеется большой родничок, на месте схождения затылочной и двух теменных костей - малый родничок. Постепенно в родничках происходит процесс окостенения, и они закрываются: малый - к 3 месяцам, а большой к 1 году - 1 году 3 месяцам.

Все черепные швы срастаются только к 4 годам. Учитывая это, важно оберегать ребенка от ушибов, травм.

К позвоночнику прикрепляются ребра, которые составляют грудную клетку. Она защищает жизненно важные органы: сердце, легкие, печень и др. У новорожденного ребенка грудная клетка имеет округло-цилиндрическую форму, ребра у него, в отличие от ребер взрослого, расположены горизонтально. Это ограничивает экскурсию грудной клетки ребенка и делает его дыхание более поверхностным.

К поясничному и крестцовому отделам позвоночника прикреплены кости таза. У ребенка раннего возраста таз состоит из трех не сросшихся между собой костей: подвздошной, седалищной, лобковой. Сращивание этих костей начинается только с 5-6 лет и завершается в школьном возрасте. Эту особенность надо учитывать при занятиях физическими упражнениями. Чрезмерные нагрузки, неправильные прыжки могут привести к смещению костей таза и отрицательно сказаться на последующем развитии костно-мышечного аппарата.

Большую роль в опорно-двигательной системе имеет стопа. Она выполняет роль амортизатора при ходьбе и обеспечивает эластичность походки. Своды стопы поддерживаются мышцами. Если они слабо развиты, то вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие трудно, обычно оно выявляется к 5 годам. Однако в раннем возрасте надо сделать все, чтобы стопа развивалась правильно.

Для нормального формирования стопы ребенка правильно подбирайте обувь. Она должна быть с небольшим каблучком, хорошо облегать ногу. Постарайтесь своевременно стричь ногти на ногах. Давайте возможность ребенку ходить босиком по неровной поверхности, например, по песку, гальке, траве, по специальной ребристой дорожке. Во время такой ходьбы мышцы стопы испытывают дополнительное напряжение, это способствует их укреплению и правильному формированию свода стопы.

Весь костно-связочный аппарат приводится в движение мышечной системой. Сокращаясь или расслабляясь под влиянием импульсов, идущих из центральной нервной системы, мышцы выполняют работу динамического и статического характера. Динамическая работа связана с перемещением тела в пространстве, а статическая - с поддержанием тела в определенной позе.

При статической работе от мышц требуется особое напряжение, что быстро утомляет ребенка. Поэтому он не может долго находиться в одной позе, например, сидеть или стоять. Даже к концу дошкольного периода дети могут удерживать позу только в течение 5-7 минут, а затем идет расслабление.

Иногда взрослые сердятся на ребенка за то, что, слушая сказку, он беспрерывно вертится, двигает руками, ногами. Не сердитесь, это естественная потребность ребенка снять утомление, которое наступает очень быстро из-за слабой выносливости нервной системы и мышц. Меняя позу, он тем самым оберегает позвоночник от искривления. Чтобы ребенок не утомлялся при слушании сказки, предложите ему попрыгать, как зайчик, побегать, как мышка, походить, как медведь. Такие задания снимут утомление и усилят восприятие ребенком сказки.

При динамической работе мышцы поочередно, то сокращаются, то расслабляются - это дает возможность отдыха, и ребенок дольше не утомляется. Но имейте в виду, что длительная однообразная динамическая работа, например ходьба, тоже утомляет. Поверьте вашему малышу, когда, пройдя с вами небольшое расстояние, он заявляет, что устал. Да, это так. Однообразие ходьбы его утомило.

Обратите внимание еще на одну особенность мышечной системы ребенка. У малыша тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей, в то время как у взрослого между ними существует баланс. Эта особенность может способствовать формированию неправильной осанки, тем более что мышцы спины, брюшного пресса, от которых зависит осанка, у ребенка очень слабые. Необходимо совершенствовать мышечную систему с помощью массажа, гимнастики, следить, чтобы ребенок не находился длительное время в одной позе, а самое главное - предоставлять ему возможность как можно больше двигаться, обогащать свой двигательный опыт.

Итак, опорно-двигательная система ребенка отличается незавершенностью развития, которая создает предпосылки, как для правильного, так и для неправильного ее формирования.

Что же надо делать и чего необходимо избегать, чтобы костно-мышечная система формировалась правильно?

С первых дней, как только малыш появился в вашей семье, позаботьтесь о том, чтобы ложе, на котором спит ребенок, было твердым, подушка - плоской. Одежда не должна стеснять движений.

Последнее время врачи рекомендуют широкое пеленание, при котором ребенок принимает естественную, физиологичную позу с раздвинутыми бедрами. Такое пеленание необходимо потому, что у детей все чаще наблюдается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Внешне этот дефект незаметен, но если он будет прогрессировать, то может произойти вывих тазобедренного сустава. Для широкого пеленания придуманы различные трусики, но можно вполне обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником. Можно в качестве подгузника использовать не маленькую пеленку, а большую.

Начиная с двух месяцев, надевайте ребенку ползунки. Это дает ему возможность свободного движения. Избегайте класть ребенка всегда на один бок. Не носите его только на одной руке. Это может привести к неправильному формированию костей черепа и искривлению позвоночника. Не ставьте ребенка на ножки, пока он не научится вставать сам. Не сажайте, пока малыш не научится самостоятельно садиться и сидеть. Не водите ребенка за одну руку при обучении ходьбе, следите, чтобы он не находился подолгу в одной позе. Все это поможет правильному развитию костно-мышечной системы. Обеспечьте ребенку пространство, в котором он будет ползать и ходить.

И еще, дорогие родители, не оставляйте ребенка без присмотра вне кроватки или манежа ни на одну минуту. Это может привести к травмам и непоправимым последствиям.


 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Апрельская "оттепель"
Olga Turanova, Нижний Новгород
Всё видео