Энциклопедия
Одной левой
Родителям леворукого малыша-дошколенка придется уделить немало времени его знакомству с начертанием букв и цифр.
Народная молва часто приписывает людям с ведущей левой рукой выдающееся мастерство и необыкновенную смекалку, что объяснить не так уж и сложно. Вспомните, ведь почти все в нашей жизни предназначено для более удобного использования праворукими людьми, так что леворуким надо постоянно приспосабливаться к окружающей действительности, вынужденно использовать активно и правую руку, вследствие чего их правая рука развита лучше, чем левая у праворуких людей.
Сейчас наметился прогресс - мышки в компьютерах можно подстраивать под левую руку. Кроме того, в школах официально разрешили вести записи левой рукой.
Помогите будущему первоклашке
Если довериться статистическим данным, то получается, что на целый класс приходится как раз один левша. Один в классе - один во всем белом свете.
Ребенок, особенно в начальной школе, часто стесняется своей леворукости, считая ее физическим недостатком. Одной левой он может обыграть приятеля в настольный теннис или на уроке физкультуры дальше всех закинуть мячик. Здесь, кстати, все в полном порядке: брошенный им мячик летит в том же направлении, что и у всех.
Но вот потребовалось написать буквы и цифры, тут-то и возникают недоразумения. Тетрадка лежит не как у всех, буквы наклоняются не в ту сторону, непонятно, как держать ручку, да и свет должен падать совсем с другой стороны. А бич левшей - зеркальное написание букв в словах и цифр в примерах... Любой левша назовет гораздо больше несоответствий, связанных с выполнением письменных заданий.
При другой деятельности проблем тоже хватает. И детишки, попав в коллектив сверстников, не хотят выделяться в тех случаях, когда их леворукость особенно заметна.
Сейчас большинство опытных врачей-физиологов и детских психологов считает, что левшей переучивать под правую руку не надо. Однако многие ошибки в написании букв и цифр, их зеркальное изображение, перестановка слов и букв при чтении - это далеко не полный список распространенных погрешностей, мешающих ребятишкам осваивать грамоту, в основном встречается именно у левшей.
А если вспомнить, что работа наших рук тесно связана с работой полушарий нашего же мозга, то соответственно люди с ведущей левой рукой чаще используют оба полушария, а значит, и активнее тренируют как свое логическое, так и интуитивное мышление. Именно поэтому среди выдающихся людей, оставивших след в истории, левши встречаются чаще, чем в обыденной жизни.
Какая рука ведущая
В семье растет будущий гений? Вы догадались об этом, увидев, что он вытащил своей левой ручкой соску изо рта? Или поняли, когда этой же ручонкой ребенок потянулся к игрушке? Есть еще несколько очевидных признаков, позволяющих определить ведущую руку.
Если сцепить пальцы рук в замок, то у правшей сверху будет большой палец правой руки, у левшей - левой. Если скрестить руки на груди, то сверху окажется именно любимая рука. Если переплести пальцы на затылке, то сверху будет мизинец рабочей руки. У таких тестов есть одна психологическая особенность: человек, а тем более маленький ребенок, предупрежденный о предстоящей проверке, может все сделать совсем не так. Однако при этом он все же наверняка будет ощущать некоторый дискомфорт (попробуйте, проверьте на себе).
Малышу ни о чем заранее говорить, конечно же, не стоит, постарайтесь просто внимательно и исподволь понаблюдать за ним. Если хватает силы воли на утреннюю зарядку, предложите ребенку упражнения, в которых перечисленные тесты будут просто входить в качестве элементов. Естественно, их результаты носят чисто статистический характер, то есть они чаще всего верны, но иногда себя не оправдывают.
Когда определяться?
Пока нашему малышу 1-3 года, мы не придаем значения, какой рукой он берет игрушки или листает книжки. Главное, чтобы ему это было по душе, вызывало неподдельный интерес! Когда ребенок рисует, тоже все равно, какой рукой он возьмет кисточку. Главное - чувствовать радость от открытия им самим цветов радуги и от возможности с их помощью передавать на бумаге настроение.
Но вот наступает пора знакомиться с буквами и цифрами и их написанием. Какой рукой осваивать азы грамоты, лучше все-таки решать ребенку. Может (и такое случается), малыш захочет рисовать, как и прежде, левой рукой, а вот писать, чертить - «работать как мама или папа», то есть правой. Не стоит насильно заставлять его принимать решение, но определиться все-таки необходимо.
Подчас встречаются ребята, которые, уже придя в первый класс, так и не умеют уверенно пользоваться карандашом или ручкой из-за того, что родители то разрешали крохе работать его «главной» левой рукой, то настаивали на активном использовании правой руки.
Но какое бы решение не принял ребенок, в любом случае вам придется уделить гораздо больше времени его знакомству с начертанием букв и цифр, чем маме и папе праворукого малыша, так как принятое их написание, естественно, более удобно для людей с ведущей правой рукой. И даже если решите, что будущее оформление школьных тетрадей или записей, которые станет вести ребенок, вас не травмирует, все равно еще остаются проблемы, и малышу обязательно потребуется ваша помощь.
Игровая подготовка
Бороться с леворукостью, как показала история развития человечества, бесполезно, проще начать готовиться к решению школьной проблемы заранее, как только проявится эта особенность малыша. И как всегда, когда мы говорим о детях, справиться с трудностями помогает игра.
Любое новое знание не должно насильственно насаждаться. Его лучше давать опосредованно, например, в виде игрового задания. Маленькие дети иногда воспринимают само слово "занятие" без ожидаемого энтузиазма. Зато на предложение поиграть они откликаются с радостью, не подозревая, что с ними как раз н будут заниматься.
Конечно, если сказать малышу: «Ты делай, а я посмотрю», получится как раз занятие. Просто заинтригуйте: «Посмотрим, у кого лучше получится?» - и выполните несколько упражнений вместе, тогда занятие приобретет форму игры.
Сейчас при наличии самой разнообразной оргтехники подготовить материал для таких игр довольно легко. Для тренинга правильного написания букв и цифр используйте трафарет или трафаретную линейку. Причем ребенок может не только просто обводить знаки, предложите ему попробовать нарисовать узор из них или волшебный цветок с лепестками, например, из пятерок.
Обязательно создайте мотивацию малышу: он рисует, чтобы сделать подарок кому-либо (допустим, вам для украшения рабочего места) или чтобы оформить свою комнату. Поощряйте его усилия, рисуйте с ним по очереди или создавайте узор вместе!
Другой вариант потренировать руку ребенка - штриховка рисунка. Можно использовать книги-раскраски, а штриховать (проводить наклонные в правую сторону линии) не только карандашом или фломастером, но еще и указательным пальчиком, предварительно окунув его в краску.
Игра «Правильно - не правильно» тоже поможет закрепить малышу его представление о правильном образе букв и цифр. Суть в следующем: вы рисуете на листе бумаги различные буквы и цифры (естественно, которые ребенок уже знает), при этом часть из них нарисована верно, а часть - нет. Задача малыша - найти правильные буквы и обвести их карандашом. Затем он сам рисует на другой бумаге различные буквы и цифры, но теперь уже вы ищете правильно написанные. За каждый найденный знак - очко, за заранее оговоренную сумму очков - приз. И старайтесь не поддаваться или же делайте это незаметно для ребенка. Возможна, например, такая фраза: «Надо же, как устала на работе, даже букву проглядела!»
Обводим!
В соответствующих разделах книг и журналов нередко встречается предложение обвести какую-нибудь фигурку, не отрывая руки от бумаги и не проводя по одному месту дважды. Попробуйте сделать два таких одинаковых рисунка и предложите малышу выполнить это упражнение одновременно обеими руками. Точкой укажите начало обвода и стрелочками - направление.
Прекрасное упражнение, формирующее почерк, - проведение линий внутри контура. Скажите ребенку: «Кто проведет больше линий, не задев края рисунка?» - и упражнение сразу превратится в игру.
Обратите внимание, что почти все буквы нашего алфавита таковы, что пишущая их рука совершает круговые движения против часовой стрелки. Потому проследите, чтобы ваш малыш, работая любимой левой рукой, тоже обводил рисунок в этом направлении.
Для начала лучше всего подходит изображение обыкновенной мишени. Ее можно нарисовать с помощью обычного циркуля, причем в любом количестве. Полезно обводить двумя руками одновременно две мишени. Со временем расстояние между линиями, изображающими мишень, можно уменьшать, но не слишком.
Потом для таких целей используйте контуры букв и цифр. Если у вас нет возможности сделать это на компьютере, рисуйте буквы и цифры фломастером, а ребенок будет обводить их ручкой, стараясь не выскочить за пределы краски. Учтите, тогда почерк малыша, скорее всего, сформируется очень похожим на ваш. Доставит ли ему это радость - судите сами.
И еще. Если случится, что ваш ребенок все-таки будет смущаться оттого, что окажется один в детском коллективе не такой, как все, или расстроится из-за слов воспитателя: «Возьмите в правую руку карандаш и...» - то отнеситесь к этой ситуации со всей серьезностью. Для начала успокойте своего любимца, а затем... расскажите о Левше, который подковал блоху!
Твитнуть |