Энциклопедия
Общая характеристика третьего года жизни
Итак, вашему малышу исполнилось два года. Пройдет еще совсем немного времени, и раннее детство будет завершено. Третий год жизни - это период физического укрепления, быстрого развития психики и формирования основных черт личности ребенка.
Рост малыша увеличивается примерно на 7 см и к концу года достигает у мальчиков 91-101 см, а у девочек -91-99 см. Ребенок третьего года прибавляет в весе в среднем около 2,5 кг. Средний вес трехлетнего мальчика -14,5-15,5 кг, трехлетней девочки -13,8-15,8 кг.
Особенно активно растут ножки и ручки малыша. За счет этого роста изменяются пропорции тела: улучшается осанка, дети становятся более стройными. Развивается и мускулатура ребенка: его мышцы наливаются силой, их тонус становится более уравновешенным (мы говорили об этом в разделе, посвященном массажу). Повышается точность движений - в первую очередь благодаря росту и развитию мелких мышц. Богаче и выразительней становится мимика малыша.
В недавние времена бытовало мнение, что именно на третьем году жизни ребенку суждено переболеть всеми «детскими» болезнями. Возможно, в этот период ребенок и в самом деле более уязвим для разнообразной инфекционной «заразы», однако, своевременно сделанные прививки способны надежно защитить вашего малыша.
У двухлетнего ребенка обычно 20 молочных зубов: ему есть чем откусить, размельчить и тщательно разжевать твердую пищу.
Заметим, что молочные зубы хрупки, имеют тонкую эмаль, легко портятся, превращаясь в очаг хронической инфекции. Поэтому за ними нужно тщательно следить. Часто родители не обращают внимания на разрушение молочных зубов, так как уверены, что вскоре молочные зубы сменятся крепкими и здоровыми постоянными зубами. Но при больных молочных зубах и постоянные зубы вряд ли будут здоровыми: кариозные бактерии способны поражать и формирующиеся зубные зачатки постоянных зубов. Даже если ваш малыш не жалуется на зубную боль, его нужно показать стоматологу. Это нужно делать каждые полгода, начиная с трехмесячного возраста.
Скорее всего, вы знаете, что на состояние зубов влияют различные продукты питания. Пережевывая сырые овощи и твердые фрукты, малыш (сам того не зная) очищает зубную эмаль, укрепляет десны, улучшает кровообращение зубов; подобная пища положительно влияет на формирование костной основы челюстей ребенка. А вот конфеты и прочие сласти, мучные изделия - превосходная питательная среда для микробов, которые разрушают зубную эмаль. Поэтому, если малыш забывает прополоскать рот после еды и почистить зубы на ночь, он наверняка не сохранит в целости свои молочные, а затем и постоянные зубы.
На третьем году жизни активнее начинают работать внутренние органы ребенка. Быстро развивается лимфатическая система (она обеспечивает иммунитет - устойчивость к различным инфекциям).
Совершенствование работы всех внутренних органов делает ребенка физически более выносливым. Прежде всего, увеличивается предел работоспособности нервной системы - трехлетний малыш может бодрствовать 6-6,5 часов. Теперь ребенок способен подолгу (до 20 минут) сосредоточенно заниматься игрушкой или каким-то делом, не отвлекаясь на остальные привлекательные предметы.
Малыш может сдержаться и не заплакать, даже если ему больно или страшно. Увлекшись игрой, ребенок иногда пропускает время обеда (ужина, завтрака) - просто потому, что забывает о желании поесть. Впрочем, как только любопытство удовлетворено, а игра закончена, малыш начинает вести себя по-прежнему. Труднее всего двух-трехлетнему ребенку дается ожидание (особенно напряженное) или вынужденное безделье. Вот почему даже и после не очень длительного ожидания малыш может закапризничать.
На третьем году жизни особое значение приобретают развивающие игры: они необходимы для становления психики и физического совершенствования ребенка. Малыш вовсю осваивает сложные движения и действия: лазает, преодолевает препятствия, затевает различные игры с мячом, с игрушками. В это время очень важно поддерживать интерес малыша ко всему новому, неизведанному, помогать ему развивать мышцы рук, ног, спины и живота, укреплять вестибулярный аппарат.
Постарайтесь обеспечить сыну или дочери условия для активных занятий физическими упражнениями. Мы подробно расскажем вам о том, как их организовать и какие схемы использовать, а сейчас познакомьтесь с основными двигательными навыками, которыми должен владеть малыш в возрасте от 2 от 3 лет.
В этом возрасте малыш гораздо быстрее запоминает новые слова, новые правила - часто бывает достаточно одного-двух объяснений и демонстрации. Ребенок легче приспосабливается к меняющимся условиям. В этот период начинают формироваться понятия «что такое хорошо и что такое плохо».
Качественные преобразования, которые претерпевает малыш за первые три года, так велики, что некоторые психологи относят к трем годам середину пути развития человека. Трехлетний ребенок умеет пользоваться многими предметами обихода, способен обслуживать себя, вступает во взаимоотношения с окружающими его людьми.
Малыш с удовольствием разговаривает с взрослыми и детьми (знакомыми и незнакомыми), выполняет элементарные правила поведения.
В возрасте двух-трех лет у ребенка активно развивается восприятие. Оно становится не более точным и тонким. Малыш хорошо разбирается в понятиях: далеко - близко, много - мало; может различать предметы наощупь, не глядя. Впрочем, восприятие ребенка этого возраста весьма практично: малыш определяет форму, величину предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для игры или удовлетворения собственного любопытства. В любом другом случае ребенок не задумывается о том, как выглядит какая-нибудь игрушка или вещица - вот поэтому так важно познакомить малыша со свойствами, признаками предметов, цветами, пространственными отношениями.
Заметим, что четкие представления о свойствах предметов ребенок может получить, только действуя, манипулируя ими. Возможности малыша в этой области достаточно широки: ребенок третьего года жизни может усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и всех основных цветах.
Если вы не будите систематически обучать ребенка, его представление о мире окажется похожим на лоскутное одеяло - что заинтересовало, то и выяснил. Хаотично разбросанные образы и представления не лучшая основа для сознательной деятельности, а именно на третьем году жизни ребенку доступны новые, более сложные виды деятельности. Малыш уже не играет с карандашами, как с палочками, а пытается ими рисовать. У него появляется желание что-то изобразить на плоскости и в пространстве. Рисование и лепка способствуют укреплению кисти, пальцев, вы¬работке более точных движений.
Итак, развитие восприятия происходит следую¬щим образом: сначала малыш просто играет, манипулирует с какими-либо предметами и получает о них первое представление; затем он исследует свойства этих предметов - рассматривает, разламывает, пробует. В этот момент необходима помощь взрослого, который объяснит, какого цвета интересный предмет (и заодно, какие еще бывают цвета), какой он формы (малыш быстро запомнит, что шарики лучше катать, а из кубиков - строить стену), какого размера (большой кубик нельзя положить в маленькую машинку, зато на него можно встать самому) и т.д. Ну, а по мере взросления процесс восприятия начинает происходить в основном в сознании ребенка и превращается в умственное действие.
В этом возрасте ребенок (в пределах своих возможностей) пытается действовать самостоятельно, стремится к независимости, что находит отражение в словах «я сам». Свои желания малыш сопровождает настойчивым «я хочу».
Двух-трехлетний ребенок и в самом деле достаточно самостоятелен: он умеет расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, убирать свою посуду (пытаться помыть ее), пользоваться вилкой и ложкой, само¬стоятельно пользоваться горшком.
Но основной вид деятельности, доступный малышу, - это, конечно, игра. В игре развивается воображение ребенка. Сначала оно неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними, но вскоре малыш начнет «придумывать» новые игры и фантастических друзей. В играх дети общаются друг с другом, они самостоятельно обсуждают, как и во что будут играть, они взаимодействуют. Принципам общения с самыми разными людьми ребенок учится, подражая взрослым.
Родителям важно помнить, что для ребенка этого возраста характерны подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость. Трехлетний малыш очень доверчив, он охотно следует наглядному примеру, перенимает чужие (не всегда «хорошие») слова, жесты, манеры. Однако, даже подражая другим, дети проявляют самостоятельность - например, они выбирают, кому, и как будут подражать.
Поведение ребенка почти целиком складывается из импульсивных поступков (захотел - сделал), и почти полностью определяется ситуацией. О «воле» в таком возрасте говорить очень трудно, хотя иногда малыш может проявить чудеса упорства и презрения к трудностям.
На третьем году жизни ребенок подолгу играет один - с игрушками и различными предметами. В этих играх малыш совершенствует восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Благодаря развитию воображения, становятся разнообразнее сюжетные игры. В одной и той же игрушке ребенок «видит» несколько различных образов: кубик может быть и домиком, и машиной, и столом.
Сюжетные речевые игры («Дочки-матери», например) детей двух-трех лет обычно воспроиз¬водят действия тех взрослых, за которыми ребенок наблюдает в повседневной жизни. Главное для малыша - имитация отношений между людьми, а не повторение поведения взрослых. Дети пытаются понять роли и правила, на которых строится взрослая жизнь, и стараются им следовать. Обычно любые детские игры основаны на повседневном опыте ребенка и воспроизводят ситуации домашней жизни, хотя сюжет игры может быть и сказочным.
Если малыш действительно увлечен игрой, его довольно трудно отвлечь, хотя появление нового яркого предмета наверняка заинтересует ребенка: он мгновенно забудет об игре и устремится навстречу новым впечатлениям. Причина такого поведения в том, что внимание малыша еще очень неустойчиво. Ребенок может сосредоточиться на чем-либо до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес к этим предметам (людям, явлениям): он способен 5-8 секунд рассматривать интересную кар-тинку и до 40 минут играть в одну и ту же игру. Начало формирования произвольного (то есть осознанного, регулируемого) внимания связано с развитием восприятия, памяти и речи.
На третьем году жизни существенно улучшается память малыша, но она еще сильно отличается от памяти взрослого человека. Для малыша харак¬терна так называемая зрительно-эмоциональная память. Ребенок сравнительно легко запоминает и без особых усилий воспроизводит движения и слова, но только в том случае, если с ними связаны какие-либо переживания. Малыш помнит не только то, что было накануне, но и более давние эмоционально значимые события. Развитие памяти тесно связано с развитием речи и интеллекта.
Речь - основное средство общения двух-трехлетнего ребенка. Словарный запас к концу года увеличивается в 3-4 раза. Если двухлетний ребенок знает и использует примерно 500-1000 слов, то спустя год он расширяет свой словарь более чем вдвое. В словаре преобладают существительные (60%), затеи идут глаголы (25-27%), и 10-12% - прилагательные. Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами, обозначает прилагательными не только размер, но и цвет, качество предметов, хотя и допускает ошибки в согласовании прилагательных с существительными. В речи есть почти все части речи, кроме числительных, причастий и деепричастий.
Преобладают слова-названия, а собирательные существительные (одежда) только начинают формироваться. Нередко малыш сам придумывает сло¬ва («дыман» вместо «туман», «пельменики» вместо «вареники»), то есть начинает осознавать звуковую сторону слов. А вот звукоподражательные слова используются все реже и реже.
Малыш узнает и называет знакомые предметы и действия на картинке; строит простые фразы: подлежащее + сказуемое («ветер дует»). В речи встречаются ошибки в падежных окончаниях и употреблении глаголов прошедшего времени.
Дети третьего года жизни воспринимают простые сказки, умеют отвечать на вопросы по прочитанному тексту, а при пересказе могут договаривать за взрослым отдельные слова или группы слов. Самостоятельно построить пересказ ребенку трудно, хотя некоторые трехлетние гении справляются и с этим.
Малыш может отгадывать простые загадки, особенно если в тексте содержится подсказка-ответ.
Подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) в этом возрасте повышается, но произношение еще далеко от нормы. Ребенок может заменять [р] и [л] на [л] и [л'], шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящи¬ми звуками или звуками [т'] и [ д'], твердые согласные нередко сменяются [т] - [т'], особенно в переднеязычных группах [т] - [д] - [с] - [з]. Реже малыши заменяют [ы] на [и], [х] на [к].
В этом возрасте малыш правильно и четко произносит гласные [и], [о], [у], [и] (некоторые затрудняются при произношении [ы], [э]), согласные [м], [н], [б], [т], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х] (некоторые заменяют [х] на [к]), йотированные [и], [я], [ю], [ё], усваивают мягкие согласные [с'], [з'] (твердые произносятся правильно к концу года), звук [ц] отсутствует и заменяется [т'], [с'] ([с]). К концу года некоторые дети произносят этот звук правильно.
На третьем году малыш начинает правильно произносить [л'], заменяя им [л], [р], [р'], а вот [и] по-прежнему вызывает затруднения.
Ребенку еще трудно произносить многосложные слова: логопеды отмечают ошибки в произнесении слоговой структуры, перестановке, замены слогов, пропуски звуков. Нередко малыш «проглатывает» звуки при стечении согласных («пигин» вместо «пингвин»).
У ребенка в этом возрасте укороченный слабый выдох (1,5-2 секунды), поэтому многие дети говорят недостаточно громко. Голосовой аппарат ребенка еще недостаточно окреп, к тому же малыш не всегда умеет им пользоваться. Например, ему трудно говорить шепотом, когда этого требует обстановка.
Отметим, что и внимание к речи взрослых еще неустойчиво, хотя, стараясь подражать им, ребенок может сосредоточиться. Это важно для развития активной речи. Повторяя за взрослым слова и фразы, малыш совершенствует свою речь, внимание, память мышление, укрепляет артикуляционный аппарат.
Итак, процесс психомоторного развития ребенка на третьем году жизни представляет собой сложный, многогранный процесс, многие составные части которого послужат в будущем базисом для формирования личности юного человека.
Твитнуть |