Энциклопедия
Неуправляемые дети
В глубине души родители надеялись, что школа укротит буйный нрав их отпрысков. Не получилось... Учителя называют таких детей "неуправляемыми".
Без тормозов
Когда моему племяннику Антону было пять лет, воспитатели детского сада устроили педсовет, на котором решили исключить его из детского учреждения, ибо «поведение его непредсказуемо, и они не могут в его присутствии отвечать за здоровье и благополучие других детей».
Антон - не просто непоседа. Он тайфун, стихийное бедствие. Каждый новый день - потрясение для родителей и вариации на тему сюжета «Вождя краснокожих» О. Генри. При этом наш Антон легко даст фору герою классика: однажды он залез на крышу своей пятиэтажки и на глазах слабонервной толпы прошелся по узкому ржавому карнизу.
Бабушка, зная, что внучек собирается ее проведать, в панике оглядывает квартиру, пряча ненадежней хрупкие и ценные вещи. Родители Антона, воспитавшие до него двух детей, оказались бессильны против этой маленькой бестии. У матери - невроз, стенокардия, преждевременная седина, а ему - как с гуся вода. Родственники и сочувствующие готовы помочь, но как? Одни считают, что перерастет, остепенится, другие советуют окрестить, третьи - сводить к экстрасенсу, который изгонит беса.
В первый класс мальчика отправили в лицей, к лучшему в городе педагогу. Но и мэтр оказался в нокауте. Если Антону становилось скучно, он вставал и уходил. Если его интересовал возникший за окном шум, под любым предлогом мальчик оказывался у окна. Ему не хватало терпения делать уроки, читать книгу, слушать учителя. В квартире ему тоже было тесно - разрушительная сила рвалась наружу. Оказавшись дома под семью замками, он, подобно Гудини, невероятным образом вырывался на свободу.
При всем этом кошмаре про Антона ни в коем случае нельзя сказать «умственно отсталый». Он очень даже сообразительный. Но его мысли никогда не успевают за поступками. Сначала он что-то делает, а лишь потом осмысливает содеянное (хотя этим утруждать себя не любит). В классе он всегда был клоуном. В учебе поначалу шел вровень с остальными, но неумение сосредоточиться, сконцентрировать внимание быстро привело его в группу отстающих.
Может, это болезнь?
На такой вопрос попытался отватить 150 лет назад немецкий ученый Генрих Хоффман. Обследовав подобного ребенка, он заключил: болен. В своей работе исследователь описал признаки заболевания: гиперактивность, импульсивность, неумение концентриривать внимание, деятельность без явной цели, необдуманность поступков, неспособность доводить работу до конца, неумение слушать.
Сегодня, к сожалению, количество таких детей резко возросло. По данным психологов, среди московских школьников их около 18 процентов. Американские медики называют еще более высокий процент. Мальчиков среди «вождей краснокожих» в четыре раза больше, чем девочек.
Этих «живчиков» можно сравнить с машиной, которая все время куда-то движется - из-за отсутствия тормозов. Если здоровый ребенок делает шесть движений в минуту, то эти - более двадцати (данные польских медиков). В движении не только руки, ноги, но и голосовые связки - молчунами их не назовешь. У таких детей чаще наблюдается ночное недержание мочи, нарушения сна, тревожность, фобии и страхи.
Если их не лечить, быстро развавается антисоциальное поведение. Милое сочинительство превращается в ложь, они обещают исправиться, но не сдерживают клятв, а потом и вовсе убегают из дома в компанию таких же беззаботных (в лучшем случае) друзей.
Неуправляемые дети, конечно, доставляют родителям немало хлопот, но в большинстве случаев взрослые, к сожалению, не догадываются, что сверхактивность ребенка носит не вполне здоровый характер и его нужно лечить. Отцы даже гордятся своими «сорвиголовами», не без бахвальства рассказывая об из проделках. А у ребенка, между тем, наблюдается легкая дисфункция мозга - так подобное поведение называют врачи. Бояться этого названия не нужно - речь идет лишь о гиперактивности, а не о серьезном поражении мозга.
Рекомендации для родителей.
Школьные психологи говорят, что родители первоклассников приходят к ним с одними и теми же проблемами: у ребенка ухудшилась память, он невнимателен, не в состоянии сосредоточиться. Взрослые объясняют это новой обстановкой, сменой ритма. Им кажется, что все наладится само собой. Но в школе ситуация зачастую лишь усугубляется: учиться ребенку неинтересно, его поведение становится все хуже, возникают проблемы с учителями.
Понятно, что дочке (но чаще все-таки сыну) требуется помощь. Если ребенок действительно гиперактивен (с трудом высиживает урок, не может сконцентрироваться, постоянно отвлекается и мешает соседям по парте), следует обратиться к врачу. Несложные тесты помогут выявить легкие нарушения мозговой активности, и при грамотном лечении врачи гарантируют 90-процентный успех.
Но и от родителей немало зависит.
Советы специалиста таковы:
• Даже если у ребенка уходит много времени на приготовление уроков, найдите час-полтора для занятий спортом. Лучше всего записать ребенка в спортивную секцию. Отдайте предпочтение индивидуальным видам, где все зависит от собственных результатов (плавание, легкая атлетика, гребля, велоспорт).
• Не надейтесь на школьную учительницу, которая научит читать и писать. Первые уроки грамоты должны дать родители. К первому классу ребенок должен знать буквы и уметь считать. Иначе он сразу может стать отстающим.
• Формируйте у малыша ответственность перед членами семьи. У него обязательно должно быть «свое» дело: вынести мусор, сходить за хлебом, содержать в порядке свой стол.
• Если ребенок - непоседа, постарайтесь все-таки заинтересовать его конструированием, склеиванием моделей кораблей и самолетов. Работа с мелкими предметами не только успокаивает, но и «дисциплинирует» мозг.
• Оценивайте его работу, будьте лицом заинтересованным. И не скупитесь на похвалу!
Не отрицайте роли закаливания - оно особенно полезно для «неуправляемых». Обливать холодной водой нужно не только тело, но и голову.
Ни в коем случае нельзя пускать процесс на самотек в надежде, что все исправится само собой, что ребенок «перерастет».
Татьяна Козлова
Твитнуть |