Энциклопедия
Настольные игры
В английском языке под «настольной игрой» (board game) понимают определенный узкий класс игр, где обязательно существуют игральное поле и фишки, которые надо по нему перемещать. Название, скорее всего, происходит от шахмат, шашек, нард и Го, где полем служат игральные доски (board). Остальные игры, где данное поле не используется, определяются уже как карточные игры (Card Games), ролевые игры (Role play Games), варгеймы (Wargames) и т. д.
В русском же языке термин «настольные игры» включает в себя большой пласт игр, которые можно объединить по следующим признакам:
• В большинстве случаев это игра для 2-6 человек. Игра ведется на ровной плоскости, в основном, за столом (отсюда и название «настольные»).
• В подавляющем большинстве это логические игры (хотя и встречаются исключения, рассчитанные на внимательность или ловкость игроков).
Можно выделить несколько направлений в настольных играх:
Классические игры
Шахматы, шашки, нарды и т. п. Игры, в которые люди играют с древних времен, но актуальность не потеряна до сих пор.
На мой взгляд, одно из самых гениальных изобретений человечества в игровой индустрии, ведь можно сто раз подряд сыграть в шахматы, и это никогда не надоест. А попробуйте с десяток раз подряд пройти Doom или Age of Empires...
Карточные игры
Покер, дурак, преферанс, бридж, различные пасьянсы и еще много всякого такого. К этим играм интерес также не угасает, а может быть, развит даже несколько больше, чем к классическим.
Первые карты появились в Китае 7-8 веков и изготовлялись методом нанесения гравировки на хлопчатую ткань. Карта делилась на 2 части (картинка из пьесы и текст), а смысл состоял в том, чтобы подобрать нужную цитату к нужной картинке.
В том понимании, в котором карты известны нам на сегодняшний день (колода из 36 карт, 4 масти), они появились все в том же Китае в 12 веке. В Японии 7-12 веков карты использовались наподобие современных викторин - забава для образованной знати. В Европу карты привезли крестоносцы из мусульманского Востока в 11-13 веках, где колоду называли «наиб».
Игры с кубиками
Столь же древние, как и классические игры (при раскопках в Китае были найдены кубики, датированные учеными 600 лет до н.э., а в древней поэме Махабрахата («Сказание о великих Бхарата»), написанной на санскрите более 2000 лет назад, также встречаются упоминания об игре в кости).
Основной игрой являются кости, ну, а остальные - либо вариации, либо попытка перенести другие настольные игры в плоскость кубиков. Выгода очевидна: кубики малы, занимают мало места, играть можно в любом месте, где есть мало-мальски ровная поверхность.
Кроме того, благодаря игре в кости, мы получили великолепный источник случайного числа от 1 до 6 (в более поздних вариациях и от 1 до 3, и от 1 до 10, и т. д.)
Коллекционно-карточные игры
Объединяют два занятия: карточную игру и коллекционирование самих карт, ведь каждая из них - уникальна, а некоторые являются редкими или чрезвычайно редкими (1 на 50 или 500 подобных карт).
Для того чтобы начать играть, необходимо иметь Стартовый набор. Но, отыграв 2-3 партии, понимаешь, что надо бы прикупить еще картишек, иначе противники тебя часто обыгрывают. Поэтому и продаются наборы, состоящие из 10-15 карт (так называемые «бустеры»), в которых случайным образом лежат карты. Купив их, можно использовать в игре, продавать или, может быть, меняться с друзьями.
Если Вам не интересно играть, но Вы настоящий нумизмат - купите альбом и собирайте карточки туда. Многообразие гарантировано - каждый сет каждой игры содержит не менее 200 различных карт.
Самой известной ККИ является MTG - Magic The Gathering. Нашими российскими разработчиками было выпущено несколько игр, получивших признание и любовь игроков: «Берсерк», «Война», «Небожители», «Козябла», «Путь Командора» и т. п.
Настольные карточные игры
Здесь карты выступают в своей новой ипостаси, исполняя роль различных юнитов, ресурсов, возможностей отрядов или людей. Возможно, использование в дополнение к картам фишек или кубиков.
В отличие от коллекционных карточных игр, НКИ идут одним полноценным набором, и докупать к ним для игры ничего не надо. Представителями этого направления являются «Крылья Войны», «Зельеварение», «Князья», карточные «Колонизаторы» и т. п.
Семейные настольные игры или Настольно-печатные
Предназначены для широкого круга людей, в идеале для семейного отдыха. Т.е. такая игра будет вполне интересна участникам от 6 до 70 лет, главное, правильно подобрать тематику. Ну, а развернуться здесь точно есть где: экономические, логические, стратегические, исторические, политические, простые бродилки - каждый найдет себе игру по вкусу.
Именно эти игры и обозначаются англоязычным термином «board games». Если Вы думаете, что настольно-печатные игры появились у нас лишь после поднятия «Железного занавеса», то Вы ошибаетесь. В России такие игры получили свое распространение в конце 19 века («Скачки», «Игра в гуськи»), но после революции о них неоправданно забыли.
В Советском Союзе были распространены первые три типа рассмотренных нами игр (если не считать детских «бродилок»), а интерес к настольным проснулся лишь в конце 90-х и не угасает до сих пор. Кроме изготовления своих собственных игр, фирмы - изготовители локализуют иностранные, что тоже очень приятно, ведь у Запада была фора в целых 70 лет, и за это время им удалось разработать и создать много замечательных игр. «Монополия», «Цивилизация», «Колонизаторы», «Каркассон» - всех не перечислишь.
Ролевые настольные игры
Отличаются минимальным набором необходимого «оборудования» и наличием Мастера - ведущего игры.
Все очень просто: есть книга правил (рулбук от английского «rulebook»), описывающая основную механику игры и принципы взаимоотношения «игрок-игрок» и «игрок - окружающий мир». Есть генератор случайных чисел (уже упомянутый нами кубик), есть Мастер, который словесно описывает окружающий мир, ведет повествование и следит за выполнением правил, и, наконец, есть Игроки, которые играют и получают от всего этого удовольствие.
Конечно, существуют перегибы в ту или иную сторону: можно играть вообще без кубиков и книги правил (так называемые «словески»), а можно добавить карты и миниатюры - все зависит от играющих. Книг правил, а, значит, и разных систем, очень много, следовательно, можно подобрать для себя самую интересную и простую.
Хотите быть пиратом, магом, покорителем звезд? Тогда ролевые игры для Вас! Единственной изданной российской ролевой игрой является «Эра Водолея». Кроме нее, официально была переведена и издана «Искусство Волшебства». Но в Рунете можно найти множество переведенных энтузиастами книг из различных систем - DnD. GURPS, Fuzion и т. п.
Варгеймы
Раньше были доступны лишь генералам из Генштаба, но теперь даже маленькие дети могут передвигать миниатюрки воинов по полю сражения и моделировать ту или иную боевую ситуацию. Во истину, хобби для настоящих мужчин, которым надо где-то воплотить свои милитаристские амбиции в мирное время.
Тут можно выделить три интереса: сама игра, покраска миниатюр, создание диорам - каждый выбирает для себя то, что ему интересно, а, может, и комбинирует их.
Сейчас на рынке варгеймов присутствуют как и российские производители, так и иностранные. Что выбрать - вопрос сложный. Иностранные солдатики, конечно, лучше по качеству, зато цена кусается. Наши будут попроще, но и цены демократичней. В общем, каждый выбирает на свой вкус и толщину кошелька.
Надеюсь, после прочтения этой статьи Вы немножко разберетесь в нагромождении различных понятий, и она поможет Вам выбрать ту или иную игру, которая скрасит не один вечер игры Вашей компании.
Твитнуть |