Энциклопедия
Начинаем «говорить»
Ребенок видит и слышит, как разговаривают мама и другие члены семьи, и однажды начинает подражать им (мы должны сказать, что стремление подражать взрослым, быть похожим на взрослых - основной движитель в обретении ребенком самых разных навыков, не только навыка речи).
На пятом месяце ребенок может произносить лишь очень простые звуки - вроде «а» или «э». Он произносит их и прислушивается к ним. Он пробует свой голос, и это занятие ему очень интересно.
Лепет ребенка не несет никакой смысловой нагрузки. И если мама слышит раздающиеся из детской комнаты «а!» и «э!», она может не спешить к малышу. Это не зов, не просьба и не сигнал о каком-то неблагополучии, не требование. Это только пробы голоса.
Ребенок начинает с того, с чего может начать, - с простейшего, с того, что ему доступно. Он каждый день видит, как двигаются губы мамы, когда она с ним говорит, и, подряжая ей, сам двигает губами. Понятно, что первые попытки получаются у малыша неуклюжими, однако пройдет совсем немного времени, и ребенок продвинется в этом деле далеко.
Важнейшая обязанность мамы - помочь ребенку в освоении речи. Занятия по обретению навыка мама может обставлять как игру: сесть возле малыша, чтобы он хорошо видел ее лицо, и произносить один за другим разные звуки медленно и ясно. Ребенок должен видеть не только движения ее губ, но и положение языка при произнесении каждого звука. Из звуков, которые малышу уже будут знакомы, мама может составлять самые простые слоги и слова - «ам-ам», «да-да», «мама», «папа», «баба» и др.
Не следует, однако, рассчитывать на то, что ребенок через одну-две недели заговорит. Обретение навыка речи - процесс длительный, и займет он не один месяц. В чем мама может быть уверена, так это в том, что малыш, с которым регулярно занимаются, заговорит быстрее других детей.
Время для занятий с малышом по освоению речи мама может заложить в распорядок дня - это будет гарантией того, что она сама, наигравшись с малышом в «уроки речи», через неделю не забудет о своем начинании. Продолжительность занятий не должна быть слишком большой. Достаточно 10-15 минут в день.
Если мама видит, что ребенок утомился, что воспринимает ее «уроки» без прежних живости и интереса, ей лучше прекратить занятия. Психическая нагрузка может вызывать у малыша еще большее переутомление, чем нагрузка физическая.
Нужно также принимать во внимание, что в силу возрастных особенностей нервной системы маленький ребенок не может воспринимать сразу много информации, да и для того, чтобы усвоить небольшое количество новой информации, ему требуется больше времени, чем взрослому человеку. Занятие на следующий день мама должна начать непременно с повторения пройденного.
Твитнуть |