Энциклопедия
Начала грамоты
Многие знают, что дети очень часто берут книгу и, еще не умея читать, делают вид, что читают ее. Они изображают и пишущего человека: взяв карандаш, старательно «пишут» кривую - зубчатую запись по всей строке. Малыши радуются игре, в которой они играют роль пишущего и читающего человека.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется особый интерес к чтению, письму и математике, возникает потребность выразить себя в этом. Дети с удовольствием узнают буквы, написанные по-разному (печатные, рукописные, большие, маленькие и т. д.), и легко овладевают звуковым анализом слова.
При чтении происходит узнавание букв по их облику. Дети мысленно «держат» образ буквы и слова. Умение строить образ и ориентироваться в пространстве формируется в первую очередь в процессе конструирования, а также изобразительной деятельности, моделирования, двигательной активности. Сочинение детьми рассказов, сказок, смешных небылиц и перевертышей, поддерживаемое взрослыми, способствует становлению отчетливой, внятной речи, громкость которой регулируется самими детьми в зависимости от условий разговора (шепотом, громко и др.). Речь шестилетних детей становится богатой интонационно: они читают стихи выразительно и с индивидуальной интонацией.
Для полноценного чтения и письма необходимы чувство ритма и правильное дыхание. Они воспитываются, прежде всего, на музыкальных занятиях. Здесь дети учатся выполнять самые различные действия в едином темпе, одновременно и самостоятельно начинают и заканчивают песню, танец. Следя за рукой музыкального руководителя, начинают дирижировать, и их движения становятся более пластичными, уверенными, руки - легкими, мягкими, плавными. Рука приучается к пространственно выраженному ритму.
При письме неподготовленный ребенок задерживает дыхание и очень устает от этого. Занятия пением в детском саду позволяют ему правильно брать дыхание и распределять его в музыкальной фразе. Очень важное значение для грамоты имеет возникающие в результате певческой работы умение вслушиваться в поток звуков.
Занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети учатся «читать» узор. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные формы предметов, что способствует воспроизведению формы букв.
Формирование сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, как в продуктивных видах деятельности, так и на занятиях физической культурой играет особую роль в овладении письмом.
При письме важно мысленно разместить слово в узком пространстве строки. Но это очень трудно и с точки зрения образа, и с точки зрения техники письма. Поэтому в начале обучения письму пространство должно быть большим, широким. Это пространство доски, большого листа бумаги, на которые наносятся крупные штрихи, росчерки. В форме этих штрихов «закодированы» главные графические особенности всех букв алфавита. Дети легко овладевают ими, а потом свободно переносят основные навыки в пространство обычной тетради. Освоение письменной формы языка - новый шаг в его овладении.
Содержание занятий и различных видов самостоятельной детской деятельности позволяет осуществлять специфически дошкольное формирование элементарных математических представлений. Дети легко овладевают счетом и пересчетом отдельных предметов, ориентировкой в пространстве и времени, выделением формы окружающих предметов. Уровень развития логического мышления позволяет им овладевать и более сложными операциями: делением целого на части (равные и неравные), измерением с помощью условной меры протяженных, сыпучих, жидких тел. У детей проявляется понимание инвариантности (сохранения количества) и умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
В итоге первоосновы грамотности складываются у детей как синтез владения культурой движения, речи, пространственного мышления и воображения. Следует помнить, что до шести с половиной лет нельзя настаивать во время занятий на соблюдении постоянной статичной позы. Задача воспитателя - создавать разнообразие ситуаций, в которых новые привычки, необходимые для овладения грамотой, сложатся постепенно.
В период от пяти до семи лет может установиться такая детская общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным вместе с другими работать в коллективе, а разные мнения по любым вопросам не приводят к конфликтам. Создается атмосфера подлинно ровеснических отношений между детьми, организуются условия для нового содержательного общения.
Возрастные возможности старших дошкольников, разнообразие и специфика детской деятельности и ровеснические отношения в группе позволяют детям легко освоить начала грамоты, которая является мощным стимулом их общего развития.
Твитнуть |