Энциклопедия
Музыкальная игра-драматизация
Музыкальная игра-драматизация - уникальный по своим развивающим возможностям синтетический вид детской деятельности. Он может объединять в себе музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа. Это комплексное, иногда совместное со взрослыми, игровое действие детей, в котором происходит общение, опосредованное ролью и музыкой.
Музыкальная игра-драматизация - переходная форма от игры к спектаклю, искусству театра. Близость к игре - ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, характерное для нее перевоплощение в образ того или иного персонажа создают особо благоприятные условия для творчества детей и проявления их индивидуальности.
Дети хорошо включаются в игру, «входят в роль», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную деятельность, продолжая жить в образе. В то же время, в отличие от игры, музыкальная игра-драматизация - специально организованный взрослыми вид детской деятельности, результат которой (поставленный спектакль) рассчитан на показ другим людям.
Этот вид музыкальной деятельности не только обладает большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции личности. Многие «зажатые» дети именно в нем проявляют себя неожиданно свободно. Это, по-видимому, объясняется тесной связью игры-драматизации с игрой и ролью как средством психологической защиты.
В период от трех до пяти лет в структуре формирования сюжетно-ролевой игры у детей появляются и развиваются игровые и ролевые действия, умение играть совместно и принимать воображаемую ситуацию, что служит необходимым фундаментом для становления игры-драматизации.
Детям четвертого года жизни легче сыграть ту или иную роль, если они исполняют ее все вместе; на пятом году они могут делать это в условиях малой группы (два-три человека), а к концу младшего дошкольного возраста достаточно уверенно действуют «соло».
Уровень развития у детей речи, невербальных средств коммуникации (мимики, пантомимы), музыкальных способностей, степень овладения каждым видом музыкальной деятельности позволяют младшим дошкольникам осваивать этот сложный вид музыкальной деятельности и реализовывать себя в нем.
К пяти годам ребенок:
• с большим желанием участвует в музыкальной игре-драматизации, легко решает простые игровые задачи, следит за развитием сюжета и вовремя включается в действие;
• может играть ту или иную роль индивидуально;
• вносит элемент творчества в ролевое поведение, музыкальное движение, речевое интонирование;
• относительно свободно ориентируется в пространстве «сценической площадки»;
• достаточно музыкально и выразительно двигается, поет, танцует в соответствии с образом и характером музыки.
Твитнуть |