Энциклопедия
Месяц 11
Малыш уже умеет не только стоять, держась за неподвижную опору, но и ходить за подвижной (например, катать коляску), и даже делает несколько шагов без поддержки. Некоторые дети уже довольно проворно ходят.
Считается нормой, если ребенок начинает ходить с 9 до 16 месяцев. На срок овладевания ходьбой влияет несколько факторов: мускульная сила, умение держать равновесие, вес ребенка и его темперамент. Поэтому возраст, в котором ребенок начинает ходить (в пределах нормы), нельзя рассматривать как показатель его физического или умственного развития.
Если ребенок уверенно ходит, держась за ваши пальцы, но не стремится проявлять самостоятельность, можете попробовать такой вот нехитрый маневр. По комнатам Алеша по-прежнему очень любит путешествовать, крепко держась за папины пальцы. И вдруг однажды - что такое? - один из пальцев перестает служить Алеше опорой! Куда его Алеша потянет, туда палец и двигается. Как же быть? И Алеша через несколько минут бросает его, целиком держась за прочный и надежный, как раскладушка, второй палец.
Так мы переходим к хождению по комнате с одной «опорой», а потом, недельки через 2-3, когда папа почувствует, что силенок у Алеши уже достаточно, то и эта единственная «прочная опора» начинает становиться все менее прочной. Алеше приходится все больше и больше полагаться на свои силенки, и они быстро растут у него. К 9 месяцам папин или мамин палец уже почти условная опора - так, на всякий случай, и на 10-м месяце Алеша уже идет сам.
Могут появиться первые сознательные слова. Но даже если они не появятся до трех лет - это будет в рамках нормы. Тем более что выделить это самое первое сознательное слово в потоке речевых экспериментов практически невозможно. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь: мог показать части тела, предметы в комнате, знал по именам близких, выполнял простые просьбы. Это так называемая пассивная речь, овладение ею предшествует активной речи, иногда очень существенно.
Улучшается память. Потеряв игрушку, ребенок ищет ее, выполняет простые просьбы, отвечает на вопросы «где?», знает запреты. Малыш уже способен пить из чашки, самостоятельно ее удерживая, иногда хватается за ложку. Помогите ему донести ее содержимое до рта и похвалите за старание.
Твитнуть |