Энциклопедия
Месяц 10
Малыш не только самостоятельно сидит, активно ползает и часто стоит с опорой, но и преодолевает всевозможные препятствия, непрерывно куда-то взбирается, штурмует стулья, столы, табуретки, и все чаще успешно. Чтобы не пришлось непрерывно запрещать и одергивать (что не полезно для психики), оборудуйте безопасный «стадион»: подвесьте в дверном проеме кольца или трапецию, положите на пол гору подушек, небольшую скамеечку; когда ребенок просится на руки, дайте ему возможность забраться самому (с вашей минимальной помощью в виде подставленных «ступенек» - руки или ноги).
Он произносит множество звуков, в том числе «ма-ма», «ба-ба», но, как правило, это еще не осмысленные слова. Поет и бормочет одному ему понятную абракадабру. Многое понимает и обладает развитым языком жестов, помогающих общаться с близкими людьми.
Старательно подражает взрослым, стремясь почистить зубы, вытереть носик или накормить маму кашей. Поддерживайте это стремление! Можно начинать игры с куклами, укладывая их спать, кормя с ложечки.
Однажды вы можете заметить, что малыш боится какого-то безобидного предмета: мохнатой шапки, раскрытого зонтика... Если не заставлять ребенка приближаться к испугавшему его предмету, страх пройдет сам собой. Кроме того, ребенок легко заражается страхами близких. Поэтому будьте осторожны в проявлении испуга - перед грозой, темнотой или мышами, - чтобы не привить этих страхов малышу. Лучше использовать эту особенность, чтобы выработать осторожное отношение к потенциально опасным предметам.
Допустим, малыш собирается спрыгнуть на пол со стула или со столика, и вы боитесь, что он ушибется. В этих случаях говорят: «Нельзя - упадешь!» А лучше просто предупредить: «Ударишься!», «Ушибешься!», «Больно будет!» - выберите подходящее и говорите тревожным тоном, чтобы ребенок чувствовал вашу тревогу.
При встрече с большой опасностью, где применение «малых доз» невозможно (автомашина, поезд, открытое окно в квартире пятого этаж» и т. д.), мы не пускаемся в объяснения и рассуждения, а в первый же раз переживаем испуг, проявляем опасение и осторожность гораздо большую, чем обычно, чтобы ребенок почувствовал нашу тревогу и увидел наше поведение в опасной ситуации. Соответствующим образом можно обучить малыша понятиям: «горячо», «высоко», «осторожно», не прибегая к постоянным запретам.
Если же и приходится запрещать, хорошо бы предлагать что-то взамен. Он рвет книгу - скажите: «Нельзя рвать книгу! А вот газету можно» и, убрав книгу, замените ее газетой (но не новой, которую еще не прочел папа). «Нельзя бить палкой по маме! А по полу - можно» и т. п. Этих запретов должно быть немного и они должны быть незыблемы для всех членов семьи, независимо от возраста. А вот то, что опасно только для малыша, лучше сопровождать не запретом «нельзя», а опасениями, как это было описано выше. Потому что если малышу нельзя трогать горячее, острое, а вам и его старшему брату можно, то он поймет, что запреты - вещь ненадежная и несправедливая, и они потеряют свою ценность.
В этом возрасте ребенок пытается ходить, если держится за край кроватки или манежа, если вы держите его за обе руки. Некоторые крепкие дети уже в этом возрасте делают первые самостоятельные шаги, но у большинства это событие наступит позднее.
Не торопите малыша в естественном развитии из гордости и излишней любви к нему. Не сравнивайте его достижения с достижениями других. Всегда помните, что у каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача, задача родителей - вырастить уверенного в своих силах и любящего человека.
Твитнуть |