Энциклопедия
Малыш и компьютер
Как правильно знакомить ребенка с компьютером, чтобы дружба с этим чудом техники была на пользу и не угрожала здоровью крохи?
Современный ребенок и компьютер - это практически история о Малыше и Карлсоне, но в фокусе третьего тысячелетия. Да что там говорить - в наше время компьютер «живет» в домах на правах устройства первой необходимости, наряду со стиральными машинами, микроволновыми печами и т. д.
Согласитесь, оградить ребенка от такого технического «окружения» невозможно. Да и не нужно. Главное, определиться - в каком возрасте малыш может начинать и на какие темы общаться с персональным «всезнайкой».
В чем сила, комп?
Конечно, обучаться кроха может и по книжкам, и по настенным таблицам, однако именно возможности компьютера, позволяющие оживлять и озвучивать картинки, неоценимы для маленького умнички, у которого в дошкольном детстве мышление работает в наглядно-образном «формате».
Как это понимать? Ребенок мыслит образами - картинками - и хорошо запоминает, если информацию усвоил с помощью ярких эмоциональных образов. Кроха видит картинку (хлоп - и память цепко помещает ее в свои закрома), нажимает пальчиком на клавишу (зарядка для мелкой моторики, тренинг координации движений) - получает желаемый результат или пробует изменить увиденное (вот вам и развитие фантазии и художественного вкуса!).
Развивающие игры составляются так, чтобы малыш мог нарисовать в своем воображении не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и множество схожих. Таким образом, у ребенка с раннего возраста включаются операции мышления - обобщения и классификации, которые при классическом обучении формируются лишь к 7 годам.
Ну и что особенно приятно родителям - после компьютерных обучающих игр нет беспорядка, отсутствуют стопки дидактического материала.
Все эти бонусы маленький умник получит при условии, что общение с компьютером состоится вовремя, при этом будут выдержаны оптимальные для ребенка нагрузки, подобраны соответствующие его возрасту развивающие игры. Об этом подробнее...
Эпоха юзера
Трехлетки
Именно с этого возраста (конечно, это не значит, что сесть на компьютерный стульчик ребенку нужно аккурат на следующий день после своего трехлетия) можно приступать к виртуальным занятиям.
К этому периоду у деток (хотя они все такие разные!) уже неплохо развита моторика кистей рук, движения, пусть и еще довольно медленны, но уже более или менее скоординированы - так что выполнить простенькое задание будет ему под силу.
Что осилит кроха? Кстати, самый простой и абсолютно безопасный вариант знакомства ребенка и компьютера - это прослушивание дисков с аудиосказками и детскими песенками. Трехлетний малыш способен сопоставить движения мышки с движением курсора на экране - значит, сможет кликнуть по нужным картинкам, буквам, цвету, использовать клавиши вверх-вниз, вправо-влево.
Ваш юный хакер уже поднаторел в компьютерной грамоте? Тогда его можно побаловать развивающими языковыми играми - кроха с удовольствием будет смотреть на изображение больших букв и повторять иностранные звуки и слова вслед за героем игры. В таком же режиме ребенок освоит буквы русского алфавита и выучит цифры (порядковый счет в пределах десяти).
Кстати, учить азбуку и арифметику можно и другим путем - рисуя и раскрашивая большие контурные изображения, которые заложены в специальные игровые диски для самых маленьких. В ходе увлекательной игры малыш, сравнивая значки на линейке виртуальной «раскраски» и нарисованных ярких баночках всех цветов радуги, а также щелкая последовательно мышкой там и там, раскрасит картинку - и цифры (в пределах 10) с буквами запомнятся сами собой.
Главное на этом этапе - мягко стимулировать ребенка дойти до заветной цели и закончить игру - например, раскрасить и запомнить первые 5-10 цифр. Авторы развивающих игр об этом позаботились! Старательного и целеустремленного ученика ждет «награда» - победный марш или коротенький мультик, красивая картинка.
А можно пойти другим путем - осваивать азбуку, составление слогов, цифр, порядкового счета в интересной и даже приключенческой форме, вместе с героями сказок и мультфильмов. Кроме обучения счету, такие игры включают в себя задания по распознаванию цвета и простейших геометрических фигур, сопоставлению размеров, высоты, расстояния, решению других элементарных логических задач. Все это, конечно, с учетом нежного возраста малыша.
Четырехлетки
Им можно предложить все те же игры, что рассчитаны на трехлеток, но выставить более высокий уровень сложности (в программах с указанием «От 2 до 5» эта функция предусмотрена). Плюс ко всему наш компьютерный гений уже может собрать целое из его частей и запомнить, как эти части называются (например, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, круг), так как за правильным действием следует звуковой комментарий, приободряющий и побуждающий к продолжению игры. Языковые игры по изучению английского рассчитаны как на бывалого ученика, который начал знакомство с иностранным в 3 года или раньше, так и на новичка.
Кстати, четырехлетки уже могут повторять стишки, песенки и считалки, визуально запоминать и воспроизводить написания коротких слов. На детишек этого возраста рассчитано множество игр с воспитательным акцентом - например, есть игры, приучающие ребенка к порядку и закрепляющие навыки гигиены. Да, да, не удивляйтесь, смешной человечек или веселая ватага зверюшек - виртуальных воспитателей - эффективнее ваших многочисленных нотаций обучит малыша содержать себя и свою комнату в полном порядке (умываться и чистить зубки по утрам и вечерам, заправлять свою постель, складывать разбросанные игрушки, поливать цветы и т. д.).
Для четырехлетней ребятни также рассчитаны: игры-одевалки (малыши одевают виртуальных человечков согласно времени года и половой принадлежности, подбирают украшения и необходимые аксессуары); дизайнерские забавы для юных архитекторов или художников (на экранах компьютеров детки могут построить дома или даже целые города, оформить открытки и обложки книжек); игры для маленьких кулинаров (ребятишки «пекут» по предложенным рецептам и украшают торты); веселые уроки для юных шахматистов; игры для начинающих зоологов (они обучаются ухаживать за виртуальными домашними животными и в игровой форме знакомятся с удивительным миром флоры и фауны).
Пятилетки и старше
Для любознательных старших дошколят, кроме уже известных практикумов по арифметике, родному и иностранному языкам (кстати, на этом этапе ребенок уже сможет вставить в слово пропущенную букву, составить несложные слова из букв и слогов, расположенных в произвольном порядке), существуют замечательные мультяшные игры в стиле «Занимательная география», «Занимательная анатомия», «Маленький астроном» и другие виртуальные уроки.
Факторы риска
Как вы уже убедились, компьютер может стать малышу и другом, и учителем в одном... мониторе, однако не стоит превращать его в единственный способ времяпровождения вашего чада. Давайте сразу определимся, что компьютерные игры для самых маленьких - не столько источник информации, сколько возможность повторить и закрепить в игровой форме самостоятельно то, что ребенок узнал из общения с родителями.
Как и все процессы, общение крохи с компьютером имеет и негативную сторону - может навредить его зрению, осанке и нервной системе. Как быть - не прятать же «друга и учителя» в шкафу? Нет, прятать не стоит.
Советуем минимизировать возможные вредные воздействия, следуя советам:
• не экономьте на мониторе: он должен отвечать последним международным стандартам безопасности (со специальной защитной рамкой), по возможности - с жидкокристаллическим дисплеем;
• приобретите для ребенка специальный компьютерный стульчик, который будет регулировать правильную посадку за столом (спинка у крохи ровная, предплечья находятся вдоль позвоночника);
• следите за расстоянием от детских глаз до экрана монитора (во время просмотра мультфильмов оно должно составлять 2 м и более, во время компьютерных игр - 40 см);
• позаботьтесь о хорошем освещении в комнате (малышу недопустимо работать в темноте или полумраке), отсутствии на мониторе бликов от солнечных лучей. Взгляд ребенка на экран должен быть направлен немного сверху вниз, а не наоборот;
• помещение, в котором находится компьютер, часто проветривайте и делайте в нем влажную уборку, используйте увлажнители воздуха, так как летающие наэлектризованные частички пыли могут вызывать неприятную сухость слизистых оболочек носа и глаз;
• после игр делайте вместе с малышом гимнастику для глаз (поднять глаза кверху и, представив летящего там мотылька, следить за его полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы);
• строго регламентируйте время, проводимое ребенком перед экраном монитора. Пусть для вашего чада это тоже будет «работой», постарайтесь объяснить, что маленьким много «работать» нельзя, условьтесь о дозволенном объеме, например, один уровень игры или одна интерактивная раскраска, договоритесь о беспрекословном выполнении правил и «штрафах» в случае их нарушения.
Веселого вам обучения!
Татьяна Конотопская,
Центр «Азбука для родителей»
Твитнуть |