Энциклопедия
Лживость
Дети нередко отрицают, что совершили проступок, хотя знают, что вина лежит на них, и часто попадают при этом впросак.
Вот ребенок сломал игрушку сестры. Вы уличаете его в этом, но он всячески отрицает содеянное. Вы, конечно же, очень сердитесь на него - не столько из-за сломанной игрушки, сколько из-за того, что он лжет.
Вместе с тем самое главное - чтобы ребенок понял, что он поступил неправильно. Сознаваться в проступке вовсе не так и обязательно.
Если вам так уж нужно, чтобы ребенок обязательно сознался в проступке, ведите себя, по крайней мере, так, чтобы ему было легко это сделать. Достаточно заметить: «Игрушку кто-то сломал - как же это получилось?», и не больше. В этом случае ему будет легче сказать: «Это я сделал, я больше не буду», чем после вашей тирады: «Это ведь ты сломал игрушку, а? Какой же ты нехороший, противный мальчишка!»
Если ребенок сам сознается в том, что он совершил, - по собственной ли воле, или потому, что вы вынудили его к этому, - ни в коем случае не наказывайте его и не кричите на него. Нельзя добиваться одновременно столь разных вещей: ребенок не может сознаться в чем-то «нехорошем» и подвергнуться в результате наказанию.
Некоторые дети любят «привирать», выдумывать всяческие небылицы. Но ведь дошкольники еще плохо отличают фантазию от реальности. Если взрослые читают ребенку волшебные сказки, переполненные всевозможными выдумками, или заверяют его, будто Дед Мороз, в самом деле, существует и живет далеко на Севере, почему же надо возмущаться, когда ребенок, вернувшись с прогулки, всерьез уверяет вас, что только что встретил на улице льва, которому помог вытащить из лапы занозу? Почему не порадоваться тому, что ваш ребенок выдумщик, фантазер? Тем более что такая неправда - отнюдь не ложь!
Иногда родители жалуются, что их дети без конца говорят неправду там, где им вроде бы и не надо. Краем уха взрослые слышат, как ребенок рассказывает про новое мамино платье, тогда как его у нее и в помине нет. Или ребенок рассказывает, что ночью у него была рвота, или что вы собрались поехать за город, тогда как на самом деле ничего похожего вы не собирались делать.
Но ведь дети часто слышат, как взрослые говорят неправду по мелочам. Взрослые делают это из разных соображений, природу которых дети не способны понять. Например, вы соглашаетесь со своей пожилой знакомой, что сегодня «ужасно жарко», тогда, как только что сказали ребенку, как вам нравится такая погода. Если не объяснять ребенку всякий раз, почему вам пришлось несколько покривить душой, он сам никогда не поймет причин вашего поведения, но начнет его копировать. И заставить его вести себя иначе вам, надо думать, не удастся.
Если ваш ребенок слишком уж часто привирает или расцвечивает будничные события до неузнаваемости, пора дать ему понять, почему надо говорить правду. Расскажите ему известную сказку про мальчика, который много раз кричал: «Волк, волк!», хотя никакого волка не было; и так приучил всех, что это неправда, что сам пострадал, когда волк действительно напал на него.
Так проще объяснить ребенку, почему лучше говорить правду; долгие увещевания, сводящиеся к тому, что «некрасиво врать», могут пройти мимо цели. А обсудив сказку, можно перейти к конкретной ситуации, возникшей у вас в семье из-за того, что ребенок склонен «привирать», и напомнить малышу, что вы в следующий раз не позовете, скажем, врача, когда он будет жаловаться на боль в животе, и это может плохо кончиться.
Твитнуть |