Энциклопедия
Кризис семи лет
При наступлении кризиса семи лет, ребенок начинает требовать внимания к себе, его поведение становится вызывающим. С одной стороны, появляется раздражающая демонстративная наивность, с другой стороны, он кажется излишне взрослым - предъявляет к окружающим свои требования.
Как же проявляется кризис? Возникают повышенная утомляемость, вспышки гнева, раздражительность, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность, низкая самооценка.
Основополагающая характеристика спокойного прохождения данного этапа - это определение степени психологической готовности ребенка к школе. Ведь беззаботная ранее, жизнь малыша превращается в жизнь ответственную, подчиненную системе строгих правил, где каждый шаг постоянно оценивается другими людьми. И оценивается по иной системе, - если раньше за плохое поведение он мог попросить прощения у родителей или воспитателей, то тут уже «сухим из воды» выйти сложнее. Ведь «тройку» на «пятерку» простым осознанием вины не исправишь - приходится прилагать усилия, работать над собой, постигать новое.
Старайтесь больше уделять внимания ребенку, не ограничивайте круг его общения, поддерживайте его и слушайте. Открытые и доброжелательные отношения в семье в этот период просто необходимы, поощряйте его «взрослые» рассуждения и выводы. А самое главное - реально оценивайте его возможности. Если вы отдали ребенка в спецшколу и видите, что он не справляется с нагрузкой, не давите, а уж тем более не корите его за это. Может быть, его способности проявятся в совершенно другой области.
Возможно, у него проблемы с друзьями? Поговорите с ним по душам. Самое важное - это ваше доверие и объективная оценка ситуации. Не превозносите ребенка, но и не оставайтесь равнодушными. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны, как поступили бы вы?
Не нарушайте режим дня - его необходимо начать устанавливать, как минимум, за месяц до школы. Учтите, что выспавшийся и спокойный ребенок - это залог его хорошего настроения и самочувствия. В начальный период обучения не загружайте малыша различными «развивалками»: кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному - в данном случае, к школе.
Если же появляются проблемы, проконсультируйтесь с детским психологом. Упустить контакт во время кризиса чревато возникновением серьезных комплексов у ребенка.
Ксения Егорова,
специально для Дети@Mail.Ru
Твитнуть |