Авторизация на сайте

Энциклопедия

Крепко-накрепко дружить!

Однажды рядом с нашим малышом появляется кто-то, не менее значимый, чем мы. Его первый друг. Насколько долговечны первые дружеские чувства? Должны ли родители каким-то образом регулировать эти новые для ребенка отношения? Или лучше позволить друзьям самостоятельно осваивать неведомую территорию дружбы?

Дети начинают испытывать интерес друг к другу, как правило, в возрасте двух лет. Не последнюю роль в этом играют сами родители, обращая внимание малыша на играющих рядом сверстников. Тем не менее, даже если в песочнице дети постоянно находятся рядом, их контакты непрочны и мимолетны.

Малыши очень эгоцентричны, они живут с ощущением, что их маленькая вселенная вращается вокруг них. Представьте себе, что играющие бок о бок карапузы - маленькие солнышки в своей планетарной системе. Конечно, им трудновато признать, что существуют и другие «миры».

По мере взросления на смену детскому всемогуществу приходит более реалистичное ощущение себя и своего места в социуме (в семье, детском саду, песочнице). Маленькие дети вылупляются из скорлупы своего эгоцентризма и начинают видеть и воспринимать своих сверстников.

Не всегда первые попытки общения оказываются удачными, ведь малышу пока неведомо, какую реакцию вызовут его действия у его маленького приятеля. Дети еще только учатся учитывать друг друга, уступать и проявлять сочувствие. Поэтому наши наставления, а иногда и прямое вмешательство будут очень кстати на этом этапе.

 

Вместе мы - сила!

По мере взросления ребенка его связь с родителями немного ослабевает и социальная вселенная малыша начинает расширяться, впуская в себя его первых друзей.

Не случайно родителей очень волнует, сможет ли ребенок с кем-то подружиться, впервые придя в детский сад или в школу. Ведь для большинства взрослых способность с легкостью находить друзей - признак психологического благополучия ребенка, его социальной компетентности. А также уверенность в том, что он не будет чувствовать себя растерянным и одиноким в незнакомой среде.

Специалисты утверждают, что «пики дружелюбия» приходятся на три и шесть лет, то есть на те периоды, когда ребенок на пороге детского сада или школы чувствует сильную тревогу и неуверенность. Связанное с грядущими переменами ощущение обособленности и одиночества подводят ребенка к открытию: если ты не один, ты более защищен.

Не случайно первая детская дружба напоминает влюбленность. Это чувство помогает ребенку, который пока не обладает достаточной силой характера и независимостью, получить своего рода «дополнительную страховку» в новом для него окружении.

Друг помогает освоить ребенку территории, на которые он не осмелился бы ступить один, и выйти за пределы родительского влияния. Освобождаясь от родительской опеки, ребенок открывает собственное «я» и «я» других людей. За пределами дома ребенок получает возможность увидеть себя глазами своих друзей, смотрящих на него с позиции, совершенно отличной от маминой или папиной. Дети познают себя, отражаясь во многих зеркалах, и, складывая воедино эти отражения, выстраивают свой собственный мир.

Существует расхожее мнение, что дети всюду находят себе друзей и что эти встречи абсолютно случайны. На самом деле они, так же как и мы, понимают разницу между приятелями на пляже, с которыми вместе строят песочные замки, и друзьями, которым поверяют секреты. Выбирая себе друзей, некоторые дети бессознательно руководствуются своей потребностью быть рядом с кем-то, похожим на себя, чтобы в этом «удвоении» черпать силу и уверенность.

Вы наверняка не раз замечали, как поразительно похожи бывают между собой друзья. Так, обнаружив, что из всей группы только они оказались в очках, две девочки наверняка поспешат стать подругами. Другие дети находят друг в друге замечательное дополнение, каждый из них помогает другому почувствовать себя более целостным, «делясь» недостающими качествами.

Классический пример: самый робкий и тихий мальчик и ребенок-лидер, этакий сорвиголова. Такой союз может помочь тихоне выйти из своей раковины, особенно если он с трудом осваивается в новом месте. Правда, стоит повнимательнее относиться к таким тандемам. Более сильный и властный ребенок может несколько злоупотребить тем неограниченным влиянием, которое он имеет, в отношении более слабого. В таком случае стоит попытаться повлиять на сложившиеся отношения или даже разъединить друзей.

 

Друг в беде не бросит

Дружеские отношения могут облегчить ребенку его тайные переживания. Часто отношения со своими братом или сестрой подпорчены соперничеством, завистью и ссорами. С друзьями же нечего делить. Друг может помочь преодолеть трудности, связанные с рождением братика или сестрички. Часто бывает, что именно в такие моменты завязывается крепкая дружба, и для некоторых детей это настоящий спасательный круг.

Малышам, как, впрочем, и многим взрослым, легче общаться вдвоем, чем в группе. Это связано с тем, что в семье они, как правило, сильнее привязаны к одному из родителей и имеют опыт поддержания в основном так называемых дуальных отношений. Поэтому для ребенка так велика значимость «лучшего друга» - того, кому можно полностью доверять, кто хранит секреты, разделяет твои интересы, кто самый сильный или самый веселый. Это важно для детей, которые всегда чувствуют себя немного уязвимыми во взрослом мире.

Друг-двойник ребенка, его альтэр эго, рядом с ним сильнее чувствуешь радость существования, примиряешься со своими недостатками, легче переживаешь невзгоды. И даже свою сексуальную принадлежность дети острее осознают рядом друг с другом. Поэтому ребенок по большей части выбирает себе друзей своего пола. К тому же есть существенные различия в том, как общаются и играют мальчики и девочки.

Маленькие девочки традиционно более сосредоточены на разговорах, они свободно проговаривают свои наблюдения и идеи в процессе игры. Общение мальчиков проходит скорее в действии, чем в беседах, а мальчишечий характер складывается в атмосфере соревнования. Мальчики часто свиваются в «дружеские команды», чтобы вместе играть в мяч, гонять на велосипедах, а затем шумно обсуждать свои достижения. Общению же девочек свойственна камерность, атмосфера секретов и подчеркнутая обособленность.

 

Жених и невеста?

Проявляя интерес друг к другу и заводя друзей, дети начинают испытывать сильное любопытство к противоположному полу. Поэтому в детском саду нередко можно стать свидетелем настоящей идиллии.

Умильная неразлучная парочка четырехлеток... Трогательные знаки внимания... Она помогает ему научиться правильно держать карандаш во время занятий, а он ревностно защищает ее и ее кукол от посягательств расшалившихся приятелей.

Еще один малыш четырех с половиной лет увлеченно играет в доктора со своей подружкой. Влюбленность, которую испытывают дети, выражает те чувства, которые маленький ребенок переносит со своих родителей на сверстников: в возрасте между двумя и шестью годами дети проходят эдипову стадию. Перемещая в дружеский обиход свои чувства, ребенок получает возможность свободно выражать то, что порой так трудно бывает носить в себе.

Наблюдая за детьми, родители легко приписывают им взрослые переживания. Но проявления детской сексуальности, хоть и выглядят порой похожими на взрослые, по сути своей таковыми не являются. Дети испытывают взаимную радость, подавая друг другу руку или глядя друг другу в глаза. Не стоит приписывать детям взрослые чувства и желания, негласно поощряя их раннее взросление.

 

Наталия Богданова,  

 психолог


Источник: «Счастливые родители», сентябрь 2005
 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Всё видео