Энциклопедия
Конструирование
Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. В процессе конструирования у детей на протяжении всего дошкольного возраста формируется универсальная способность построения любой детской деятельности (изобразительной, речевой, музыкальной и т. п.) - создание целостности из разных единиц (слов, предметов, звуков и др.) и разными способами (комбинирование, изменение пространственного расположения).
Существуют разные виды конструирования (из строительного материала, бумаги, природного материала и др.), каждый из которых имеет свою специфику, определяющуюся, прежде всего, материалом. Специфика материала определяет тип деятельности: техническая (структурно-моделирующие реально существующие или придуманные объекты) и художественная (передающее отношение ребенка к образу, его собственное видение, которому подчиняется процесс конструирования).
У трехлетних детей конструирование еще слито с игрой, им присуще так называемое сюжетное конструирование: строят кроватку и укладывают кукол спать; делают «дорожку», чтобы куклы по ней гуляли, и т. п.
Экспериментируя с разными материалами (строительными деталями, деталями конструкторов, бумагой, природным материалом) и не ставя целью создание конкретного объекта, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные (получение объемных форм из бумаги путем ее сминания, складывания; широкие детали - хорошая основа для конструкции; отдельные детали можно соединять, используя разные способы крепления, и получать разные конструкции и т. п.).
На этом этапе конструирование начинает отделяться от игры: дети постепенно начинают представлять будущую конструкцию, создавать замысел, искать способы его исполнения, и это становится важным моментом их развития.
Основу деятельности детей составляет как подражание (конструирование по образцам), так и самостоятельная деятельность с элементами творчества. Ближе к пяти годам дети могут конструировать уже по условиям, задаваемым взрослым (например, «Построй гараж с двумя воротами для определенных машин»), и по собственному замыслу, моделируя как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми.
У детей начинают формироваться простейшие обобщенные способы построения образа: пространственное изменение деталей, целостной основы будущей конструкции или отдельных частей по отношению друг к другу. По-разному располагая один и тот же природный материал, они могут увидеть с помощью взрослых разные образы.
Дети могут овладеть простейшими обобщенными операциями (складывать, сминать, рвать, надрывать, резать), способами конструирования из бумаги (складывание квадратного листа по диагонали и пополам) и использовать их при изготовлении разных игрушек.
Конструирование у старших дошкольников может быть самостоятельным и творческим. Дети могут создавать достаточно сложные конструкции по замыслу взрослых и по собственному замыслу: выбрать тему, материалы, способы конструирования, планировать и контролировать этапность своих действий. В этом возрасте у детей могут сформироваться более сложные (по сравнению с предыдущим возрастом) обобщенные способы конструирования из деталей конструкторов, из бумаги, природного и других материалов, что позволяет им конструировать самостоятельно и творчески, создавать оригинальные образы, в том числе и художественные, как с опорой на наглядность, так и на основе разных ассоциаций (прослушанной сказки, увиденного фильма, игры, экскурсии на природу, в музей, участия в какой-то жизненной ситуации и т. п.). При этом они используют специфику материала: цвет, форму, фактуру, размер, подчеркивая этим характер создаваемого образа.
Старшие дошкольники с удовольствием конструируют по собственным замыслам, как отдельные объекты, так и включенные в общий сюжет, из различных материалов моделируют необходимые для игры атрибуты, создают костюмы для карнавала, театрального представления и т. п.
Твитнуть |