Энциклопедия
Как курица лапой…
Ваш дошколенок учится писать, но его ручка почему-то выводит одни каракули... Давайте исправлять ситуацию!
Старинные альбомы с подписями на фотографиях всегда вызывают невольное восхищение изяществом почерка. Кажется, сейчас так не научиться писать, несмотря на все новомодные ручки любых форм, цветов и даже запахов, предназначенные для удобства обучения письму! Получается, что с каждым поколением условий для обретения хорошего почерка все больше, а результат... все хуже.
Если раньше плохой почерк был признаком дурного тона, то потом он стал характерной чертой медицинских работников, а теперь уже и вовсе считается неизбежным злом. Что ж, бумага от стыда не краснеет... а лишь белеет от страха. Но неужели же в наши дни остается только ценить красоту былых дней?
Конечно, мир меняется и темп жизни прошлого столетия нынче совершенно неприемлем. И если раньше в школу шли детки в 10-12 лет, то теперь же никого не удивишь первоклашкой, которому «почти шесть». При этом педагоги и психологи признают, что учебная программа для первоклашек год от года все сложнее, да и маленькие школьники здоровее не становятся.
И неудивительно: в подготовительной группе детского сада или классе прогимназии будущих учеников за один год стараются натаскать до требуемого школой уровня письма, а потом малыш, попавший в продвинутый класс, вынужден сам тянуться за другими ребятами. Тут уже становится неважно качество письма - справиться бы с количеством!
Если вы твердо намерены в будущем выработать у малыша ровный и элегантный почерк, то начинайте заботиться об этом заранее.
В начале славного пути
Сознавая нелегкую долю будущего школяра, принимайтесь готовить руку малыша к письму уже лет с пяти. Разумеется, такому крохе орудовать перьевой ручкой не менее сложно, чем, например, делать чеканку или вышивать гладью. Ведь от начинающего непоседливого ученика требуются терпение и аккуратность. А откуда их взять? Так что настраивайтесь на снисходительное отношение к «подмастерью» и помощь в освоении нелегкой задачи.
Прежде всего необходимо убедиться в готовности малыша взять в руки ручку: острота зрения и крепость ведущей руки к началу обучения письму уже должны соответствовать требованиям, а не корректироваться в процессе.
С диагностикой зрения - все понятно, а вот на тренировке руки необходимо остановиться поподробнее. Первое время даже от пятиминутного занятия каллиграфией ребенок будет сильно уставать. Это неудивительно: напряжение детской руки в момент письма сравнимо с усилиями лесоруба, орудующего бензопилой «Дружба». При этом малыш, жалующийся на усталость руки, обычно показывает даже не столько на затекшие пальчики, сколько на мышцы предплечья.
Потому не приспособленные к такой нагрузке руки необходимо укреплять и разминать. Лучше всего массажем. На сегодняшний день разработана целая методика зондового массажа руки. Но любой, даже непрофессиональный домашний, массаж поможет малышу укрепить ведущую руку. Его приемы те же, что и в других видах массажа:
- прогревание мышц предплечья с использованием грелки любого вида (солевая, электрическая или водяная грелка накладывается от локтя до кисти руки на внешнюю ее сторону непосредственно перед процедурой);
- поглаживание, похлопывание тыльной стороны предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью;
- перетирание мышц сначала поверхностью, а затем и ребром обеих ладоней (в том же направлении - от локтевого сгиба к запястью;
- захват мышцы массируемой зоны пощипывающим движением большим и указательным пальцами с постепенным смещением к запястью и увеличением силы нажима;
- двойной захват, при котором мышца защипывается большим и средним пальцами более широко, а указательный палец нажимает на нее в центре;
- точечное нажатие указательным и/или средним пальцем с круговыми проминаниями (направление по часовой стрелке);
- рубящие движения ребром ладони поперек мышц предплечья в быстром ритмичном темпе.
Правило трех С и занятные упражнения для чистописания
Есть еще три характеристики, особо отражающиеся на формировании графических навыков:
1. Способность к пространственной ориентации на листе бумаги;
2. Степень развития мелкой моторики руки;
3. Становление зрительно-моторной координации.
Пространственная ориентация на листе бумаги - элементарное понятие для взрослого человека, но детки зачастую плутают в этих «трех соснах».
Судите сами: одно дело - малышу выучить, где у него находится левая и правая рука, и совсем другое - определить лево-право у друга напротив, в отраженной поверхности (зеркале) или разобраться в массе над, под, за, выше, левее...
Но дело еще больше усложняется, когда пространство сжимается до размеров листа бумаги, а значит, переходит в плоскость и обретает масштаб. Даже то, что буквы пишутся слева направо и сверху вниз, не кажется малышам (особенно левшам) очевидной истиной. Например, прежде чем попросить своего ребенка написать букву Б после буквы А, убедитесь, что малыш понимает вашу просьбу написать букву Б справа от А. Ведь правильное указание - залог его точного выполнения.
Хороший способ развить у ребенка ориентацию на бумаге - рисование под диктовку. Для этого на листе в клеточку малыш выполняет чертеж, следуя устной инструкции. Не зная изначально, что должно получиться, он под диктовку отчерчивает необходимое количество клеточек в заданном направлении.
Для овладения красивым почерком требуется отменная ловкость пальчиков, в педагогике ее именуют тонкой моторикой. На первых порах малышу требуется усвоить правильную постановку руки при письме и умение держать ручку свободно. Для этой цели есть очень эффективное упражнение «Пластилиновая ручка». Возьмите кусочек пластилина и оберните вокруг основания отслужившей ручки. Задача малыша: тремя рабочими пальчиками (большим, указательным и средним ведущей руки) так обмять пластилин вокруг ручки, чтобы ее основание напоминало раскатанную колбаску.
Следующим этапом будет работа с ручкой и листом бумаги - нелюбимые ребятней точки, прямые и косые линии, штриховка. Не забывайте следить за тем, чтобы малыш не переутомлялся и учился расслабляться: после каждой черточки надо делать вдох и выдох, ослаблять хватку ручки. Только затем можно переходить к непосредственному написанию букв, сначала поэлементному (каждая «палочка» и «крючочек» пишутся с проговариванием для большей осмысленности).
Проверка на готовность перехода к слитному письму - безотрывное написание латинской прописной буквы S, выглядящей примерно как SSS. Причем учиться писать эту витиеватую дорожку нужно не только слева направо, но и справа налево, и сверху вниз.
Упражнением на развитие зрительно-моторной координации станет игра «Нитка и иголка». Малыш, вооружившись ручкой другого цвета, старается пройти точно по следу вашего карандаша. Принцип упражнения тот же, что и у контурных рисунков, предназначенных для обведения их ребенком, но процесс веселее, ведь вдвоем любое дело интереснее!
Не бегите впереди паровоза!
И в завершение о самом главном условии обретения ребенком красивого почерка - о психологическом комфорте в период обучения.
Понимаете ли вы, что умением писать малыш станет овладевать не только в 1-м классе, а годы? Если да, то не будете страдать естественным для большинства родителей желанием показать, на что способен малыш. Потому что сравнивать достижения ребенка, начавшего постигать азы чистописания, надо не с успехами других ребят, а с его собственными прежними трудами.
Понятно, что у маленьких педантов в тетради не может быть беспорядка. «Замарашками» тетрадок обычно становятся дети эмоциональные, неусидчивые, стремящиеся не к процессу, а к результату. А таким малышам трудно объяснять, чем нехороши кое-как написанные палочки. Ведь душевных и физических сил он потратил отнюдь не меньше, а может, и больше, чем его старательный сосед по парте. Поэтому критика его усилий воспринимается болезненно, а сравнение с работами других вообще вызывает бурю негодования, вплоть до полного отказа учиться писать.
Слова ребенка «У меня ничего не получается!..» - это призыв о помощи, а не желание услышать фразу «Так ты же не стараешься!». Все дело как раз в том, что он не может стараться еще больше и не чувствует результативности занятий. Тем более что научиться писать со всеми вместе почти нереально, ведь даже суперучитель не в состоянии у всех контролировать правильность постановки руки и подсказывать нюансы написания. Так что приготовьтесь к тому, что письменные работы первое время вы будете выполнять вместе, без суеты и спешки.
Наталья Заславская,
психолог
Твитнуть |