Энциклопедия
Изобразительная деятельность на втором и третьем году жизни
Дети второго года жизни еще не могут изображать предметы. Ребенок пока просто манипулирует с карандашом: перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на листе линии, штрихи, точки. Этот период исследователи называют доизобразительным.
Иногда малыш, наблюдая, как взрослый пишет, повторяет эти действия. Возникающие на бумаге линии постепенно меняются: от штрихов ребенок переходит к неотрывным круговым линиям (на листе появляются спирали, круги разной формы и размера), стремится заполнить весь лист. Первые каракули часто имеют зигзагообразный характер.
У детей от 1 года 6 месяцев до двух лет постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий, и появляются округлые и удлиненные изображения форм. Ребенка привлекает протяженность линий. Получившиеся изображения он ассоциирует по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки дать им названия.
Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности. Манипуляции с карандашом, комком глины или пластилина постепенно подготавливают ребенка к изображению простейших предметов и явлений.
У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования, лепки. Они увереннее держат карандаш; в деятельности наступает новый этап - узнавание. В их рисунках, лепке появляются некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, что это. Ребенок с удовольствием называет предмет, так как ему становится интересен результат. Так, в изображении прямоугольной формы он узнает машину, дом. Возвращаясь к рисунку, вновь повторяет эти изображения.
Ребенок любит закрашивать лист, испытывая удовольствие от действий с кистью. Его начинает привлекать ритмичное нанесение мазков на бумагу. Еще нет замысла, рисование и лепка имеют характер игры: возникающий образ становится для ребенка живым - он закрывает рукой нарисованного жучка, чтобы тот не убежал, или поднимает трубку и разговаривает с мамой по телефону.
Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке растут красивые цветы» и т. д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе, объемную форму в лепке. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний - овальных, прямоугольных. Очень своеобразно они передают динамику: рисуют зайчика, потом заштриховывают его карандашом или закрашивают краской: «зайчик убежал в лес».
Узнаваемость получаемых в рисунке и лепке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее.
Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением («листопад», «дождик», «одуванчики растут», «жучки бегают в травке»). Появление разнообразных форм, цветовых сочетаний, ритмичных мазков придает особую выразительность первым детским рисункам.
Твитнуть |
Комментарии (1)
Мой в 2 года салют нарисовал. И объяснил ,как мог ("бах-бабах"+ жесты) смысл нарисованного. Правда, рисовал шариковой ручкой, т.к. с карандашами не дружит (откусывает им "носики"). Солнышко рисует, оно у него в виде неправильной спирали.